АКАДЕМИК РЕСТАВРАЦИИ.Интервью с Саввой Ямщиковым.

Главная
Рубрика: Трибуна
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 27/12/2008 19:07

АКАДЕМИК РЕСТАВРАЦИИ


За независимость суждений и высокий профессионализм Савву Ямщикова уважают не только коллеги по музейному и реставраторскому цеху, но и оппоненты. Ведь он, без оглядки на чины, высказывает свое мнение в защиту интересов русской культуры. Его мировоззрение разделяют многие, кому дорого наследие страны. Об этом Савва Васильевич рассуждал в беседе с корреспондентом «России».

– Сегодня Церкви возвращают ее храмы. Но ведь многие из них имеют не только культовую, но и культурную ценность?

– Мое мнение однозначно – возвратить необходимо все. Но профессионально контролировать сохранность фресок и икон, которые могут просто погибнуть при активной эксплуатации храмов. Свечи чадят – и произведения искусства гибнут.

В этом непростом процессе, как говорится, возврата на круги своя есть и положительные примеры сотрудничества Церкви и светских властей. К примеру, как это произошло в Толгском женском монастыре. Ярославский художественный музей и Ярославская епархия пришли к конструктивному согласию: ныне икона «Богоматерь Толгская» (1314) находится в Крестовоздвиженском соборе Свято-Введенского Толгского монастыря, куда она была передана на хранение в 2003 году, и за ее состоянием наблюдают музейные сотрудники. Раз в неделю они осматривают икону. Но есть другие примеры: в Пскове отопление Троицкого собора сделали без циркуляции воздуха и иконы – не только древние, но и новые! – стали осыпаться.

Мне не нравятся храмы-новоделы. Они какие-то, на мой взгляд, искусственные. В них даже запах, как в метро, кондиционированный. Не ощущается духовной атмосферы. И зачем, скажите, строить, например, в Ярославле Успенский собор, который даже вписывается в ландшафт современной набережной, если рядом буквально гибнут уникальные произведения древнего искусства. Нужно возрождать историю, а не тешить тщеславие.

– Вы уже несколько лет пытаетесь организовать музей Николая Гоголя. Как обстоят дела на сегодня?

– Надо сказать, меня просто ужасает ситуация, что в Москве нет его музея. Многие годы я и мои сподвижники прилагаем огромные усилия, чтобы противостоять закостенелой бюрократии Министерства культуры. Вдумайтесь, мы боремся за создание первого и единственного в стране музея гения русской литературы! Надеюсь, что к 200-летию со дня рождения Гоголя, которое состоится в 2009 году, мы добьемся поставленной цели…

Сегодня в России по-прежнему происходит уничтожение памятников нашей истории, дорогих сердцу настоящих патриотов в угоду временщикам. Вот, к примеру, ситуация с усадьбой «Абрамцево». Там верховодит некий Пентковский, учившийся в иезуитском колледже. Чему его там учили, можно сейчас увидеть на примере усадьбы, которая разрушается день ото дня. Положение на сегодня считаю катастрофическим.

– Это ли не тема для расследования, например на телевидении? На том же канале «Культура»?

– Сейчас на телевидении засилье пошлости. Не исключение и «Культура». Там воцарилась главная муза – муза Лжи. Потому что талантливыми людьми руководят в большинстве своем бездари, сидящие в Министерстве культуры. Это, на мой взгляд, оборачивается серьезным уроном духовности всего народа России. Я написал об этом открытое письмо президенту.

– Но не все так безнадежно. Вот и на том же телевидении зрители назвали «Имя Россия»?

– Проект любопытен. Но не стоило вносить в этот список имя Пушкина. Ведь Александр Сергеевич для россиян – это олицетворение всей нашей культуры, и он должен был стоять выше всех этих искусственных рейтингов. А получилось, что самые одиозные личности в истории оказались в первых рядах и опередили самого Пушкина.

Виктория Соцкова,

2008г.


Досье

Савва Васильевич Ямщиков, академик РАЕН, заслуженный деятель искусств РФ, председатель Ассоциации реставраторов России, член Союза писателей России.

Недавно у Ямщикова состоялись сразу два юбилея – 70 лет со дня рождения и 50 лет профессиональной деятельности. Благодаря Ямщикову искусствоведение обогатилось термином «провинциальный портрет». Он первым стал оценивать произведения искусства и в контексте времени, и в историко-художественном русле. Музейщики за глаза называют его современным Дягилевым. Ямщиков составил полную реставрационную опись икон во всех музеях России.

На эту же тему:

Александр Смирнов-Панфилов: нужно правильно понимать смирение”

Копию рамы от иконы Богоматери Казанской ЯХМ передал Казанскому женскому монастырю

Альбом «Александр Петров. «Моя любовь».

Простая история про любовь гимназиста

Выставка «Императоры России» открыты в ЯХМ

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: