Александр Смирнов-Панфилов: “Нужно правильно понимать смирение”

Главная
Рубрика: Трибуна
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 24/09/2007 21:53

Александр Смирнов-Панфилов:  нужно правильно понимать смирение”

№3 (40)сентябрь 2007 г, газета «СмирновЪ»: Сорок четыре года назад столичного дирижера профессиональная судьба забросила в далекий, но дружественный Улан-Батор. В прежние времена было принято популяризировать советское искусство и «экспортировать» его геополитическим соседям. Так лучшие произведения мировой культуры в интерпретации русских мастеров из

Страны Советов стали доступны монголам. С этой целью талантливые мастера ставили на заграничной сцене такие замечательные оперные спектакли на монгольском языке, как «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др. И этот в какой-то мере культурно-политический процесс стал историей рождения Александра Смирнова-Панфилова. Именно в Улан-Баторе в семье работника театра, занятого постановкой оперы на монгольской сцене, он родился.

С детских лет мальчика притягивала магия изменчивости формы: когда увлекался любимым занятие, то в пластилине было все вокруг. Видя такое увлечение ребенка, родители решили, что его стезя – искусство. И с этого момента начинается его

путь к творчеству. Сначала он постигал азы в московском Дворце пионеров на Ленинских горах, потом учился в художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, затем в вуз поступил и закончил его в 1987 году. А потом, как и миллионы советских парней, отслужил положенные два года в армейских сапогах на необъятных в ту пору просторах СССР.

Корни Смирновых – питерские, в роду есть и рабочие-мастеровые, разночинцы и дворянских кровей представители. В семье царила атмосфера свободы и творчества. Возможно, это и сказалось на полете фантазии скульптора. Будучи студентом, он начал принимать участие в выставках. И уже через два года после получения диплома об окончании института он был принят в Союз художников России.

Недавно скульптор привез свои работы на выставку в Ярославский художественный музей.

Провинциальные коллеги и любители этого вида искусства тепло приняли московского мастера. Как отметила куратор выставки искусствовед Ирина Серова, путевка в вечность Смирнову уже обеспечена музеем. Но скульптор еще и «подстраховался» – приехал не один, а с сыном Максимом, который в своих фотоработах запечатлел процесс создания бронзовой пластики. Но особенно приятно было видеть, как

крепки родственные узы отца и 16-летнего сына.

Активно начал работать Смирнов в конце 80-х годов ХХ века. Время тогда было лихое, и, конечно, оно также отложило свой отпечаток на взгляд и «почерк» скульптора. На сегодня в его работах прослеживается квинтэссенция всплесков разных временных уровней цивилизации. На зрителя работы незримо воздействуют аурой психологизма. Скульптуры

выглядят так, словно это не куски неживого металла

причудливой формы, а застывшее в бронзовой фазе воображение: персонажи удивительно четкие по восприятию, а натюрморты похожи на осколки реальности, пришедшей из параллельного мира. Каждая скульптура обладает собственной мелодией, и ее влияние на воображение уникальное. Произведения гармонируют с реальностью и находятся в энергетическом балансе со зрителем. Глядя, например, на «Одалиску» – в о с т о ч н у ю пышнотелую и волоокую чаровницу, возлежащую на шикарном персидском ковре, как будто объемно сфотографированную с миниатюры, думаешь об ушедшей восточной

культуре и задаешься вопросом – почему она для нас одновременно притягательна и понятна, но в то же время – совершенная загадка?

– Я не очень люблю работать с камнем: от него, чтобы создать работу, надо отсекать лишнее. А бронза, хотя и очень тяжело обрабатывается, в процессе лепки лучше отображает, на мой взгляд, замысел, – говорит Александр Смирнов. – Главное, что меняпонимают. И мне очень приятно было привезти в Ярославль свои работы и фотографии сына. Он в творчестве полностью свободен. Но уже сейчас в какой-то степени определился с приоритетами – ему больше нравится операторское искусство. Для нас эта выставка в Ярославле очень важна, возраст Максима – это время выбора жизненного пути.

В семье Смирновых присутствуют православные традиции. Это сказывается и на творчестве. По мнению Александра, нужно стараться делать свою работу, не поддаваться на соблазны конъюнктуры.

– Я бы очень хотел пожелать тезкам-Смирновым научиться правильно понимать слово «смирение». Это именно то, что хочет от нас Бог, и то, что желает каждый из нас на подсознательном уровне. Надо все в жизни делать с чистой совестью и работать.

Виктория Соцкова,

№3(40)-сентябрь 2007 «СмирновЪ»

Еще на эту тему: Олег Отрошко – аллегории и реализм

Академик реставрации

Керамист Евгений Смирнов из Ярославля

Фокусы частного Джона. Ярославский музей «Музыка и время»

Иван Смирнов, ярославский фронтовик-поэт. Всегда будем помнить.

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: