Сердце и душа большого друга
Главная
Рубрика: Трибуна
Автор публикации: Виктория Соцкова
Опубликовано: 17/11/2010 19:09
В государственной системе "цветы
жизни" нередко растут в "оранжерейной" обстановке. Часто у
воспитанников казенных учреждений искаженные представления не только о
собственном месте в мире вне стен детских домов, но даже и о житейских
коллизиях, сопровождающих обычную жизнь взрослого человека. Психологические
тренинги могут обучить некой механике взаимоотношений и теории коммуникаций, но
не наделят сердце ребенка способностью любить, душу - заботится, а разум не
освободят от чувства ущербности и зависти. Ведь эти нравственные
"доспехи" человека и социальные коммуникационные навыки,
вырабатываются на личном опыте с учетом конкретной ситуации. Откуда он у детей,
лишенных родительской ласки?
Кроме того, атмосфера казенного учреждения
часто создает специфическую матрицу поведения у ребят. И, чем сложнее и
прагматичнее окружающий социум, нестабильнее социально-экономические реалии,
тем страшнее становится за судьбу детей без родительского "тыла". Тем
не менее, эту проблему необходимо решать. Сегодня в ряде случаев пробел в
воспитании сирот государственной системы пытаются восполнять общественные
организации.
Так как же научить детей разумной
недоверчивости, зарядить на успешность, изжить иждивенческие настроения? Один
из способов скорректировать поведение воспитанников - это дать возможность им
общаться с:лошадьми.
Так, в 2008 году при спонсорской поддержке
американского "Общества помощи русским детям" и энтузиастов из
ярославской общественной благотворительной организации "Друзья русских сирот"
стартовал уникальный проект "Лошади - детям". Оценив пользу этого
начинания, идею поддержали местные власти Ярославля и представители
конноспортивной школы города, психологи и педагоги.
Сообща эта инициативная группа на площадке
детского дома Ленинского района областного центра привела в действие пилотный
проект "Сердце и душа большого друга".
Кроме эмоционального позитива, комплекс
педагогических наработок взрослых получил научное обоснование и оформился в
методические рекомендации. На основе исследований Михаила Фаермана, кандидата
психологических наук ЯрГУ им П.Г.Демидова, и Светланы Суровцевой,
педагога-психолога детского дома, обрисовалась перспективная для практического
использования тема - "Иппотерапия как метод адаптации, социализации и
реабилитации воспитанников детских домов и детей, оставшихся без попечения
родителей".
Что это означало для ребят? У них изменился
привычный образ жизни. С помощью общественников и добрых людей нашлась
возможность доставлять после учебы детей на конюшню, были найдены тренеры и
разработан график занятий. Надо сказать, что не все дети согласились
участвовать в проекте. Это, кстати, тоже является показателем психологических
тенденций среди детей-сирот.
Вот что рассказывает о проекте психолог-педагог,
буквально загоревшаяся этой идеей, Светлана Суровцева: "Дети учились
понимать "язык тела лошади". Лошадь подсознательно воспринимается
ребёнком как символ родителя, которого им очень не хватает. Важно ещё и
ощущение, что кто-то (в данном случае - лошадь) нуждается в заботе ребенка. Это
оказывает влияние на формирование чувства заботы и самостоятельности. Контакт с
лошадью дает разрядку агрессии, удовлетворяет потребность в релаксации,
вызывает прилив энергии и гамму положительных эмоций. Мероприятия с
использованием иппотерапии тренировали тело, и волю, расширяли социальный опыт
и развивали внутренние мотивы к совершенствованию и самоопределению, а также
стимулировали собственные силы детей на пути повышения социальной
самостоятельности".
В научной среде часто теория идет впереди
практики, но в этом проекте произошло все наоборот. Практические наработки
легли в основу научных выводов. Широкая психологическая общественность об этом
эксперименте узнала из докладов М. Фаермана на Международном
социально-психологическом конгрессе "Психология XXI столетия" и
Международной конференции "Методология, теория и практика профессиональной
деятельности психолога-консультанта". В апреле 2010 г. студентка
психологического факультета ЯрГУ Дарья Фуникова выступила в МГУ им.
М.Ломоносова с докладом о ярославском опыте использования иппотерапии как
средства воспитания на 17 Международном форуме молодых ученых "Ломоносов
-2010". За яркое выступление она заслужила диплом и специальный приз для
детского дома-первопроходца в этом благородном деле.
Кроме того, проект стал соискателем
ежегодной Национальной премии "Серебряном лучнике" в области развития
общественных связей. На 2010 год была получена финансовая поддержка от
Национального Благотворительного Фонда в размере 150 тыс. руб. и проект стал
частью воспитательной системы.
Большую работу для популяризации идеи в
воспитательную среду сирот и привлечение внимания к методике представителей
детских домов города, области и соседних регионов проделала Галина Евстифеева,
председатель правления "Друзей русских сирот". "Непросто ломать
стереотипы как в среде общественности - ведь мы пытаемся привлекать к этому
владельцев частных конюшен, взываем к их благородным чувствам.
Так и среди
педагогической среды воспитательского корпуса мы побуждаем их к непривычному
для них аспекту работы и , главное, взгляду на проблему адаптации сирот. Ведь
работа в этом направлении требует дополнительных физических затрат,
ответственности и креативном понимании воспитательного процесса сирот,- говорит
Галина Евстифеева.- Пионерами в Ярославле стал МОУ Детский дом Ленинского
района и его креативный директор Елена Кузнецова, которая всей душой поддержала
нас".
В настоящее время проект во всю работает:
комплексно идет развитие адаптации. Это регулярные творческие и музыкальные
занятия: создание фонотеки по теме "Мир лошади", рисованием при
котором с целью развиваются ассоциативные связи -"рисунок-музыка",
много интересного дают Интернет-технологии. В сентябре планируется проведение в
два этапа праздника- "День лошади". В первый день ярославские ребята
из детского дома Ленинского района совместно с переславскими воспитанниками на
проведут различные конкурсы в Переславле на конюшни Павла Морозова. А второй
день пройдет в детском доме Ленинского района. Там устроят выставку творческих
работ детей на любимую ими тему о лошадях, концерт, и даже кулинарное шоу.
Мероприятие обещает быть незабываемым событием и возможно станет традиционным.
Галина Евстифеева, педагог с 40-летним стажем,
понимает всю важность начинания и многое делается на ее энтузиазме. Например,
ей удалось установить конструктивный контакт с владельцем частной конюшни в
Переславском районе - Павлом Морозовым. Это настоящий русским меценат с большим
сердцем. Он откликнулся помочь в тиражировании ярославского опыта. И теперь
ребята из 2-х переславских детских домов регулярно занимаются на его конюшне
(он организует доставку детей из детдомов до конюшни и обратно, занятия тренера
и т.д.).
Если загореться идеей иппотерапии, то можно
возле каждого детдома, особенно в провинции, найти сторонников идеи и лошадей.
Было бы желание, так как методика и опыт уже имеются. Если люди понимают
важность идеи, то, как правило, при наличии возможностей, они откликаются. Ведь
иппотерапия - это еще один важный инструмент в системе социальной адаптации и
реабилитации воспитанников детских домов, которым следует особенно сейчас
воспользоваться.
Методологическре пособие "Теплый
дом" № 1, 2010 г.
Еще на эту тему:Проблемы сирот. Что делает государство, общество и бизнес.
Народный наркоконтроль:краской и кистью по вандалам и наркоманам
Юбилей «Друзей русских сирот» и фестиваль «Поделись мечтой»
«Программа сопровождения выпускников» - фабрика успеха для сирот?
Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: |