Сердце и душа большого друга

Главная
Рубрика: Трибуна
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 17/11/2010 19:09

В государственной системе "цветы жизни" нередко растут в "оранжерейной" обстановке. Часто у воспитанников казенных учреждений искаженные представления не только о собственном месте в мире вне стен детских домов, но даже и о житейских коллизиях, сопровождающих обычную жизнь взрослого человека. Психологические тренинги могут обучить некой механике взаимоотношений и теории коммуникаций, но не наделят сердце ребенка способностью любить, душу - заботится, а разум не освободят от чувства ущербности и зависти. Ведь эти нравственные "доспехи" человека и социальные коммуникационные навыки, вырабатываются на личном опыте с учетом конкретной ситуации. Откуда он у детей, лишенных родительской ласки?
Кроме того, атмосфера казенного учреждения часто создает специфическую матрицу поведения у ребят. И, чем сложнее и прагматичнее окружающий социум, нестабильнее социально-экономические реалии, тем страшнее становится за судьбу детей без родительского "тыла". Тем не менее, эту проблему необходимо решать. Сегодня в ряде случаев пробел в воспитании сирот государственной системы пытаются восполнять общественные организации.
Так как же научить детей разумной недоверчивости, зарядить на успешность, изжить иждивенческие настроения? Один из способов скорректировать поведение воспитанников - это дать возможность им общаться с:лошадьми.
Так, в 2008 году при спонсорской поддержке американского "Общества помощи русским детям" и энтузиастов из ярославской общественной благотворительной организации "Друзья русских сирот" стартовал уникальный проект "Лошади - детям". Оценив пользу этого начинания, идею поддержали местные власти Ярославля и представители конноспортивной школы города, психологи и педагоги.
Сообща эта инициативная группа на площадке детского дома Ленинского района областного центра привела в действие пилотный проект "Сердце и душа большого друга".
Кроме эмоционального позитива, комплекс педагогических наработок взрослых получил научное обоснование и оформился в методические рекомендации. На основе исследований Михаила Фаермана, кандидата психологических наук ЯрГУ им П.Г.Демидова, и Светланы Суровцевой, педагога-психолога детского дома, обрисовалась перспективная для практического использования тема - "Иппотерапия как метод адаптации, социализации и реабилитации воспитанников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей".
Что это означало для ребят? У них изменился привычный образ жизни. С помощью общественников и добрых людей нашлась возможность доставлять после учебы детей на конюшню, были найдены тренеры и разработан график занятий. Надо сказать, что не все дети согласились участвовать в проекте. Это, кстати, тоже является показателем психологических тенденций среди детей-сирот.
Вот что рассказывает о проекте психолог-педагог, буквально загоревшаяся этой идеей, Светлана Суровцева: "Дети учились понимать "язык тела лошади". Лошадь подсознательно воспринимается ребёнком как символ родителя, которого им очень не хватает. Важно ещё и ощущение, что кто-то (в данном случае - лошадь) нуждается в заботе ребенка. Это оказывает влияние на формирование чувства заботы и самостоятельности. Контакт с лошадью дает разрядку агрессии, удовлетворяет потребность в релаксации, вызывает прилив энергии и гамму положительных эмоций. Мероприятия с использованием иппотерапии тренировали тело, и волю, расширяли социальный опыт и развивали внутренние мотивы к совершенствованию и самоопределению, а также стимулировали собственные силы детей на пути повышения социальной самостоятельности".
В научной среде часто теория идет впереди практики, но в этом проекте произошло все наоборот. Практические наработки легли в основу научных выводов. Широкая психологическая общественность об этом эксперименте узнала из докладов М. Фаермана на Международном социально-психологическом конгрессе "Психология XXI столетия" и Международной конференции "Методология, теория и практика профессиональной деятельности психолога-консультанта". В апреле 2010 г. студентка психологического факультета ЯрГУ Дарья Фуникова выступила в МГУ им. М.Ломоносова с докладом о ярославском опыте использования иппотерапии как средства воспитания на 17 Международном форуме молодых ученых "Ломоносов -2010". За яркое выступление она заслужила диплом и специальный приз для детского дома-первопроходца в этом благородном деле.
Кроме того, проект стал соискателем ежегодной Национальной премии "Серебряном лучнике" в области развития общественных связей. На 2010 год была получена финансовая поддержка от Национального Благотворительного Фонда в размере 150 тыс. руб. и проект стал частью воспитательной системы.
Большую работу для популяризации идеи в воспитательную среду сирот и привлечение внимания к методике представителей детских домов города, области и соседних регионов проделала Галина Евстифеева, председатель правления "Друзей русских сирот". "Непросто ломать стереотипы как в среде общественности - ведь мы пытаемся привлекать к этому владельцев частных конюшен, взываем к их благородным чувствам.

Так и среди педагогической среды воспитательского корпуса мы побуждаем их к непривычному для них аспекту работы и , главное, взгляду на проблему адаптации сирот. Ведь работа в этом направлении требует дополнительных физических затрат, ответственности и креативном понимании воспитательного процесса сирот,- говорит Галина Евстифеева.- Пионерами в Ярославле стал МОУ Детский дом Ленинского района и его креативный директор Елена Кузнецова, которая всей душой поддержала нас".
В настоящее время проект во всю работает: комплексно идет развитие адаптации. Это регулярные творческие и музыкальные занятия: создание фонотеки по теме "Мир лошади", рисованием при котором с целью развиваются ассоциативные связи -"рисунок-музыка", много интересного дают Интернет-технологии. В сентябре планируется проведение в два этапа праздника- "День лошади". В первый день ярославские ребята из детского дома Ленинского района совместно с переславскими воспитанниками на проведут различные конкурсы в Переславле на конюшни Павла Морозова. А второй день пройдет в детском доме Ленинского района. Там устроят выставку творческих работ детей на любимую ими тему о лошадях, концерт, и даже кулинарное шоу. Мероприятие обещает быть незабываемым событием и возможно станет традиционным.
Галина Евстифеева, педагог с 40-летним стажем, понимает всю важность начинания и многое делается на ее энтузиазме. Например, ей удалось установить конструктивный контакт с владельцем частной конюшни в Переславском районе - Павлом Морозовым. Это настоящий русским меценат с большим сердцем. Он откликнулся помочь в тиражировании ярославского опыта. И теперь ребята из 2-х переславских детских домов регулярно занимаются на его конюшне (он организует доставку детей из детдомов до конюшни и обратно, занятия тренера и т.д.).
Если загореться идеей иппотерапии, то можно возле каждого детдома, особенно в провинции, найти сторонников идеи и лошадей. Было бы желание, так как методика и опыт уже имеются. Если люди понимают важность идеи, то, как правило, при наличии возможностей, они откликаются. Ведь иппотерапия - это еще один важный инструмент в системе социальной адаптации и реабилитации воспитанников детских домов, которым следует особенно сейчас воспользоваться.


Методологическре пособие "Теплый дом" № 1, 2010 г. 

Еще на эту тему:Проблемы сирот. Что делает государство, общество и бизнес.

Народный наркоконтроль:краской и кистью по вандалам и наркоманам

Юбилей «Друзей русских сирот» и фестиваль «Поделись мечтой»

«Программа сопровождения выпускников» - фабрика успеха для сирот?

Подарки для подшефных из деревни Багрянники

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: