Госрегулирование тарифов – это тормоз развития конкуренции?

Главная
Рубрика: ПалитраБизнес и кризис
Автор публикации: Андрей Смирнов

Опубликовано: 25/05/2013 13:32

      Госрегулирование тарифов – это тормоз развития конкуренции.

Мнение предпринимателя Александра Бронштейна из Хабаровска отражает точку зрения многих  его коллег.

Предприниматели Хабаровского края сделали вывод: при невмешательстве органов регулирования величина тарифов могла бы быть не только ниже, но и сопоставимой с их уровнем в центральных районах страны.

   "Необходимо разобраться - что такое конкуренция и что она дает в плане экономического развития, - отмечает известный предприниматель Александр Бронштейн.- Получается, что конкуренцию развиваем ради конкуренции, хотя это инструмент регулирования рынка и должен работать таким образом, чтобы достичь оптимального соотношения цены и качества на товары и услуги. Конкуренция приводит к росту потребления и прибыли предприятий. К сожалению, столь важный механизм развития экономики не работает, так как существует другой способ увеличения доходов компании - стать на рынке монополистом. Сделать это трудно, потому используется изощренный механизм - уничтожить конкурента или сговориться с ним, что и наблюдается на территории Хабаровского края. Рост доходов сопровождается не сокращением затрат, а увеличением стоимости товаров и услуг"

  Государство не поворачивается в сторону тех, кто осуществляет свою деятельность вне рамок закона. Доля предпринимателей, не уплачивающих налоги чрезмерно велика, чтобы экономика могла стать конкурентоспособной. И если государство заинтересовано в развитии конкуренции, то должно обратить внимание на этот факт. Невозможно назвать ни одной отрасли экономики, где конкуренция бы развивалась успешно. Даже в торговле, где число хозяйствующих субъектов велико, ситуация слабо меняется, так как компании объединены в холдинги из тысяч предпринимательских структур с общим руководством. Позитивные моменты в конкуренции при желании найти можно в секторе торговли эксклюзивными товарами. В Хабаровске они высокого качества по приемлемой цене, но только потому, что эта сфера не затронута госрегулированием.

  Бизнес жалуется, что вход на рынки затруднен. «Вопрос в другом - чем таким вкусным намазаны эти рынки, чтобы туда стремиться? - задается вопросом Александр Бронштейн. -Случайно ли компании уходят реализовывать свои инвестпроекты за рубеж? Там высокий спрос и четкий порядок ведения бизнеса. В крае уже имел место случай, когда компания приобретала нефтепродукты в Китае, а продавала их с более высокой прибылью, чем в случае покупки у местного производителя. Полезет ли иностранный инвестор разбираться с нашими правилами? Используется механизм, который допускает возможность занять доминирующее положение путем одновременной добычи, переработки и продажи нефти. За рубежом он под запретом, потому на рынке там огромная конкуренция, а цены на топливо ниже, чем в России».

  Третий момент, который имеет отношение к конкуренции - производительность труда. Чтобы потребитель мог приобретать дорогое топливо, он должен иметь определенный уровень доходов, который получает от работодателя. Чтобы доходы соответствовали уровню потребления, они должны быть подкреплены высокой производительностью труда, которая в нашей стране в четыре раза ниже, чем в развитых странах. Отсюда низкий спрос потребителей, препятствующий появлению на рынке большого числа компаний.

Об уровне конкуренции можно судить на примере организации такси. Здесь жесткая конкуренция, правда, среди незарегистрированных предпринимателей. Нелегалы объединились под “крышей” и не дают развиваться добросовестной конкуренции среди ассоциаций такси. В Хабаровском крае вводится патентная система налогообложения, которая должна способствовать развитию конкуренции. Ведь предполагается, что патент приобретут десятки тысяч граждан. Подобные законопроекты возникают от бессилия государства заставить бизнес платить.

Обсуждение законопроекта показало, что он является ни чем иным как другой формой упрощенной системы налогообложения. Взимается шесть процентов от расчетной доходной базы. За рубежом патент приобретается за фиксированную плату, которая именуется пошлиной. Государство, рассчитывая сумму пошлины, преследует две цели. Первая - воспитательная, по типу заплатил 500 рублей и работай спокойно. Вторая - карательная, так как при вскрытии факта предпринимательства без уплаты пошлины, гражданин наказывается штрафом в 500 тысяч рублей, и дальше уже вряд ли сможет работать спокойно. Патентная система, стоимость платежей в которой рассчитывает чиновник, не будет востребована. Известно, что действия органов власти, как и федеральное законодательство не отличаются стабильностью. Государство в случае кризиса скорректирует платежи, а уже зарегистрированный предприниматель остается под жестким надзором.

  «Говорят, в конкуренции заинтересован тот, кто ест, а не тот, кто производит, потому объединение предпринимателей предложило законодателям вмешаться в систему поощрения малого и среднего бизнеса. Закладывать в расходную часть регионального бюджета на поддержку сумму в виде 10 процентов от поступившего в предыдущем году дохода от предпринимательства, - подчеркивает Александр Бронштейн.- Ведь главная цель развития конкуренции - увеличение на рынке числа хозяйствующих субъектов. Один производитель - высокая цена, два - цена ниже, а 20 - товар становится конкурентоспособным. Но органы власти отказались от такой инициативы со ссылкой на запреты в Бюджетном кодексе РФ. Может и так, но если не менять законодательство экономическое развитие регионов России окажется под вопросом.»

 Бизнес считает, что переосмыслению подлежит политика предпринимательства в муниципальных органах власти. Создание муниципальных или государственных предприятий тормозит развитие конкуренции, ибо там, где существует "административный кран", экономический рост заметен только за счет роста цен и тарифов.

  Андрей СМИРНОВ, Хабаровск.            

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: