Выставка «Фарфор, империя Кузнецовых» в Ярославском художественном музее.

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 21/02/2013 11:01

21 февраля 2013 года в ЯХМ  открылась выставка «Фарфор, империя Кузнецовых»

21 февраля 2013 года  в Ярославском художественном музее открылась экспозиция прикладного  творчества «Фарфор, империя Кузнецовых» из частного собрания Ирины Красильниковой.

Двадцать лет жизни  Ирины Красильниковой  отдано  предметам быта.  Она собрала более полутысячи  фаянсовых и фарфоровых  чашек, тарелок, чайных пар, вазочек, фруктовниц, кружек, маслёнок, табачниц, салатниц и т.д.  изготовленных на 11 заводах  семейного предприятия Товарищества Кузнецовых, датированных периодом конца XIX в начала XX вв.  Для Красильниковой  - экспозиция своеобразный выставочный  дебют. И для музейщиков, привыкших больше  к изобразительным экспонатам, эта коллекция еще один шаг к новым формам работы.

Началось все  в  лихие 90-е годы со случайной покупки  в комиссионном магазине. Возможно, тогда Ирина  не думала,  что увлеченность посудой известного бренда – это   уникальная возможность заполнить собственную страницу бытовой истории страны. Постепенно коллекционирование захватило.  Попутно  собирались сведения о фабрикантах Кузнецовых и формировался каталог, которому, по мнению автора, нет равных по объему информации о продукции, радовавшей глаз домочадцев  нескольких поколений россиян.

Посуда  сопровождает человека на протяжении жизни, украшает быт, создает настроение:  в торжествах с нами - нарядная, в быту - скромная, почти у каждого есть  «любимая  чашка». Фабриканты Кузнецовы производили  утилитарные предметы и, можно сказать, формировали вкус потребителя, стремились опережать мировые модные тенденции. Разнообразие эстетики предметов  экспозиции удивляет:  блюдца с  изображением очаровательных дам, яркие букеты цветов на чашках, изысканные или незамысловатые формы, привлекательные мотивы – от романтичного и  куртуазного до реалистичного, детские сюжеты, фантазийные и  бытовые сценки.  Вот, например,  фигурка сеятеля.  Казалось, что  величественного или красивого в бородатом мужичке, в лаптях и крестьянской косоворотке, чтобы запечатлеть его в фарфоре да еще тиражировать? Но он и есть  образ  «сермяжной  России», воспетой поэтами и литераторами. В фигурке присутствует величайшее уважение к  труду, возможно, выражается гражданская позиция  имперского капиталиста -  чтобы не забывали про основу основ государства- труженика, хлебопашеца. Это было объяснимо, ведь родоначальник династии промышленников был удельным крестьянином Гжельской волости. И весь бизнес Кузнецовы выстраивали трудом и упорством.  

Продукция Кузнецовских заводов пережила  производителей и несколько общественных формаций. Изделия были популярными  и в среде обывателей, и более взыскательных потребителей, шли на экспорт в том числе, в Китай. 

В начале ХХ века  был получен статус «Поставщиков Двора Его Императорского Величества». После революции 1917 года были национализированы и  успешно работали в новом формате, выпускали продукцию под знаком  уже другого времени..

Кое-где  в антикварных лавках еще встречаются экземпляры, с которыми расстаются владельцы только  при крайней  необходимости. Вместе со временем видоизменяется  не только форма и внешний вид  посуды, но даже и отношение к ней. Коллекцию Красильниковой можно назвать гимном  посуде.

 На выставке  в трех современных залах на новом выставочном оборудовании  было  представлено более 35 наименований 300 предметов. Оказалось, что супница может удивлять - «А зачем она нужна, ведь есть кастрюля?» -  такую фразу случайно услышала от юной посетительницы. Скорее всего, в этой семье отсутствует традиции собираться за накрытым столом  на  обед или ужин. Что, к сожаленью, стало признаком времени. А ведь супы часть меню именно русской традиционной кухни.  Что заменяет? Фаст-фуд, перекус. Вот так и «выпадает»  из обихода супница.

Уже 20 лет отечественной потребительской культуре задает тон  китайский ширпотреб,  выбивающий из сознания покупателя национальную индивидуальность даже в бытовых мелочах. Нас, словно, подстраивают в прокрустово ложе интересов бизнеса более развитых стран.

Честь и хвала Ирине Красильниковой за ее  скрупулезный труд собирательства замечательной  красивой и хрупкой коллекции, которой она поделилась. Коллекционер вовремя уловила тенденции перемен и попыталась остановить натиск времени в  сохраненных предметах империи Кузнецовых.

На торжественном открытии  Красильникова поблагодарила всех, кто помогал ей  в работе над собранием коллекции, формированием книги.

 Экспозиция будет работать до 21 апреля.

Приходите на выставку и удивляйтесь!

Кураторы выставки  – Алексей Викторович Федорчук, заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе,

Людмила Николаевна Макарова, заведующая научным экспозиционно-выставочным отделом,

Ирина Николаевна Кулешова, старший научный сотрудник научного экспозиционно-выставочного отдела,

Людмила Яновна Битколова, научный сотрудник научного экспозиционно-выставочного отдела 

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: