Этапы проекта «Дом в разрезе»

Главная
Рубрика: Трибуна
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 18/04/2014 07:40

Этапы проекта «Дом в разрезе»

Мир меняется технологически, но человек с его внутренним космосом остается прежним. За непростую задачу совмещения  постоянного  с переменными факторами  в проекте «Дом в разрезе» взялся Ярославский художественный музей.

Первый шаг для материализации любой идеи  – это поиск, так сказать,  базиса под надстройку, т.е. финансов. Непросто было  придумать  идею, нелегким делом оказалось защитить её необходимость для общества на конкурсе музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире»  Благотворительного Фонда  В. Потанина. Но ярославцы справились с этой задачей, оказались лучшими среди коллег по цеху  в этом направлении, заслуженно получили  грант в номинации «Музей и новые образовательные программы».

Примерно  год назад общественность узнала о деталях образовательного  проекта, своеобразного сериала для взрослых «Дом в разрезе»  с сайтом и  специальным приложением для планшетов.  Прошло время, что же сделано?

Суть оригинальной идеи вокруг картины «Дом в разрезе» Татьяны Глебовой и Алисы Порет, датированной 1931 годом. А с 1932 года  началась эпоха социалистического реализма в искусстве молодого государства,  картина создана, буквально, на закате русско-советского авангардизма 1920-1930-х годов.

Стиль полотна принадлежит  школе Павла Филонова, авторы – его ученицы. Сюжет  как  вариация на тему «Тысяча и одной ночи»: один рассказ переходит в другой, есть подчиненность общему и самостоятельность частей, персонажи – это  знакомые художниц, там много эпизодов из личной жизни, присутствует типичный для той поры смысловой фон, эпоха узнаваема

 Картина поступила в музей разрезанной на три части. В оригинале  это был квадрат, а музейщикам достался прямоугольник. Со временем полотно отреставрировали.  Недостающие части сюжетной линии превратились в отправную точку для проекта и своеобразные «фанты» для игры  воображения. Вокруг завертелось немало интересных дел, по мере развития ситуации появились свои сенсации и открытия.

Музейщики убеждены, что  взрослым следует помогать сохранять  живость воображения, особенно в нынешнем прагматичном мире.  «Навыки изучения искусства мы получаем в детстве, в школе. Но только опыт и расширение кругозора помогает нам в течение жизни  в уже знакомом находить что-то новое. Это нормальный процесс взаимодействия художественного произведения, времени и работой человека над собой. Музей решил помочь именно взрослым расширить возможности в понимании произведения искусства на примере картины «Дом в разрезе»  при помощи новых технологий усвоения информации, – убежден Алексей Федорчук, заместитель директора ЯХМ по экспозиционно-выставочной работе. – Именно в этом мы видим свою миссию: помогать всем, кто стремится понимать искусство, усваивать и общаться с информацией на новом технологическом уровне».

Марина Полывяная, автор проекта считает, что все меняется и нужно успевать быть в ритме  времени. А картина «Дом в разрезе» это своего рода портал, через который можно увидеть  десятилетие жизни страны, расширяющий наши знания о ХХ веке, о культуре и истории, о людях и событиях той поры. «Первый этап  включает сбор  исторического материала вокруг  времени  создания  картины. Мы изучали воспоминания, встречались с людьми и находили вещи, созвучные проекту. Можно сказать, что создан некий «мир» картины, –  делится информацией Марина Полывяная. – Информация  структурировалась, что было очень непросто из-за  её объема. Возникли первые обобщения, результаты, новые люди в «круге» дома. Делая доклад «Музыка «Дома в разрезе» на ХХ Невельских чтениях (Псковская область) в прошлом году я привлекла  к проекту единомышленников, готовых быть гостями  сериала проекта. Это единственная ученица Марины Юдиной – Марина Дроздова, профессор Российской академии  музыки им. Гнесиных,  и племянник М. Юдиной Яков Назаров. Он режиссер документального кино и художник, а сейчас и партнер  нашего проекта. В дни  подготовки страны  к Олимпиаде в Сочи музей провел акцию по гашению марки на открытке с изображением картины «Дома  в разрезе».  Открытку отправили 50 музеям в разные города. Обратно вернулась одна и  это уже история, которая  станет достоянием коллекции. Музей не только место хранения полотен, но мы и сами создаем артефакты. И это становится частью проекта».

Затем была научная конференция в Витебске (Белоруссия), которая также принесла свой творческий «урожай» –  состоялось знакомство  автора проекта с  сыном Максимом  и внуком Дмитрием композитора Дмитрия Шостаковича. В проекте есть рубрика «Реплики, интерпретации и посвящения». Возможно, что потомки людей, вошедших в историю  искусства страны, помогут вернуться в  современность такому жанру как посвящение. И будут появляться новые творения самых разных людей, посвященные другим. Вот так, вокруг «Дома в разрезе» как круги на воде от  «заброшенных» в информационный «эфир» идей  – появляются все  новые новации.

В скором времени музей  выпустит листовки с  фрагментами изображения «Дома в разрезе». В конце года, кто соберет всю мозаику картины, тот и  получит заслуженный приз. В настоящее время  разработаны технические задания для партнеров проекта. Есть уже первые результаты. Художник-аниматор  «Мастерской Александра Петрова» – Татьяна Окружнова, придумала свою версию завершения картины. Для нее было непростым делом  проникнуться стилистикой художниц, далеко отстоящих от нее по временным параметрам, дофантазировать, если так можно сказать и стать, в какой-то мере соавтором. В этом есть некий  элемент мистики: связь времен выстраивается из сохраненного фрагмента части комнаты. Татьяне пришлось изучить много информации о том времени, чтобы представить, как могла бы выглядеть картина на самом деле. Но  в её версии «заплатка» так гармонично вписывается в сюжет, что по другому как  уже и не видится.

Марина Полывяная считает, что собранный материал  необходимо обязательно «озвучивать»  среди коллег, историков, литературоведов, продвигать в научную среду. Ведь проект междисциплинарный,  помогает  шире понимать уникальность ушедшего ХХ века, представляет художников, которые были созвучны среде, снимает идеологические наслоения.

 В  ЯХМ  собрано более 600  произведений русского авангарда. Тем не менее,  шесть музеев будут помогать в реализации проекта: «Эрмитаж» (Санкт-Петербург), «Третьяковская галерея» (Москва), «Музей политической истории» (Москва), «Костромской художественный музей», «Русский музей» (Москва), «Музей истории Санкт-Петербурга». Они предоставили право на использование фондов для виртуальной экспозиции проекта.

К проекту присоединился журнал  «Театральный круг». По словам ответственного редактора журнала «Дом в разрезе» Маргариты Ваняшовой, «Дом в разрезе» картина с  подтекстом: театральный круг –это  срез ярославской культуры, а срезы и разрезы  –  все так созвучно….

Своим чередом идет IT-разработка для планшетов, которой занимается Евгений Головин, старший дизайнер компании «Punkdesign».По его словам,  в начале работы над проектом присутствовал скепсис по поводу успешности  и прозрачности частно-государственного партнерства, но сомнения улетучились – никто не требовал  «распила» гранта. И впереди  творческая лихорадка – сделать и выпустить на рынок России  оригинальный собственный продукт, да еще не с коммерческим, а творческим подтекстом.

 Возможно, это станет началом большого этапа  возрождения патриотизма в нашем обществе, сделает новым трендом необходимость быть образованным и культурным  гражданином? Кто знает, может ЯХМ как раз и станет пионером на этом пути, за ним подтянутся остальные музеи и от приложений в планшетах будет не только трата времени или и денег, а появится  гуманитарная отдача для нашего общества, утомленного рыночными «ценностями» и начинающего все больше поглядывать в сторону духовных основ.

Сделано много, но впереди еще немало работы. ЯХМ еще удивит и не только грантодателя, но и всех, кто любит и ценит русское искусство!

Виктория Соцкова

РИА "Национальный альянс"

Еще на эту тему:России и Англия: неформальный диалог музейщиков

 Проект ЯХМ «Дом в разрезе»- победитель Х Конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»

 Александр Кравцов и фестиваль «Аrt non-stop»

Олег Отрошко – аллегории и реализм


Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: