Фрагменты ушедшей эпохи: «Картина жизни. Жизнь в картине».

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 16/04/2016 11:23

Фрагменты ушедшей эпохи: «Картина  жизни. Жизнь в картине».

16.04.2016 состоялось открытие выставки в Ярославском художественном музее  (ЯХМ)«Картина   жизни. Жизнь в картине». Представлена коллекция полотен и скульптур бытового и исторического жанра  второй половины XIX в. и начала XX в. из запасников  ЯХМ и Рыбинского музея-заповедника.

Представлено 31 картины, три графических листа и три скульптуры. Все  произведения (кроме трех, которые из собрания партнера музея – Рыбинского музея-заповедника) из коллекции ЯХМ. 

По мнению Аллы Хатюхиной, директора ЯХМ,выставка демонстрирует возможности и состояние коллекции, профессиональное умение сотрудников  в работе с таким материалом. Она поблагодарила коллектив за профессиональный подход. «Были составлены подробные этикетки к произведениям, чтобы  наиболее полно могли ознакомиться с работой одиночные посетители, у которых нет возможности присоединяться к экскурсионным группам. Считаю, что такая выставка для нас – это большая удача, – сказала директор ЯХМ. – Надеюсь, что она также  будет пользоваться вниманием  у школьников в период каникул».

Произведения демонстрируют бытовой и исторический жанр и запоминаются сюжетом, интересны  взрослым и детям.

Алексей Федорчук, заместитель директора ЯХМ и куратор выставки, уверен, что у музея  есть  постоянная публика, для которой  посещения соединяются в  единый сюжет: «У нас  была выставка портретов, потом пейзажа и вот   теперь – бытовой жанр. Все произведения мы не смогли показать и ограничились временными рамками половины XIX в. и начала XX в.». 

Начинается выставка с работ передвижников. Они показывают сюжеты из реальной жизни, в ряде случаев обличающего характера. Например,  картина Леонида Соломаткина «Славильщики-городовые» (1860-1880г.г.): городовые  приходят к набожному купцу и славят Христа, т.е. поют. За эти «рулады» он им подает чаевые. Один из городовых  поет с явным притворством, а другой –с показушничеством. Подсмотренная  художником сценка  из жизни того времени   обличает, на мой взгляд, ханжество. При этом городовые с наградами на мундирах, возможно, что не от хорошей жизни они идут на такие  «колядки». Только художник  с тонкой натурой и искренне болеющий за судьбу страны мог написать такой момент из реальности. Неудивительно, что  социальная правда, колющая глаза,  самому творцу денег не приносила. Он нуждался и умер в больнице для бедных. Об этом можно прочитать в описании картины, что удобно, особенно для тех, кто не знает о таких аспектах из истории.

Другая выставочная «обойма»  посвящена произведениям  с историческими мотивами. Художники как бы представляли, как могла  происходить та или иная сцена из прошлого. Например, «Призвание князя Пожарского» (1830-1850гг.) работы неизвестного автора. Сюжет: посольство из знати и   простых людей под  предводительством  Козьмы Минина пришло просить   князя Дмитрия Пожарского возглавить народное ополчение. На картине  изображен возлежащий в праздности князь (рядом жена и сын, на столике кувшин с вином, в домашней одежде) и  разношерстная  группа незваных гостей в его доме в поздний час. Священник протягивает к нему руку, словно, взывая к совести, а Минин указывает в противоположное направлении, видимо,  на врагов Отечества. Простолюдин на коленях с пустым блюдом, а рядом – разбросанные драгоценности и деньги: князя молят, угрожают или обещают?

Или вот сценка из жизни циркачей «Роковой выход» (1901г.) кисти художника Михаила Игнатьева.  Можно составить рассказ по картине: каждый персонаж выражает характер, присутствует живость действия. Видимо, из группы гимнастов один упал и расшибся. Вокруг коллеги по труппе: кто-то сочувствует, кто-то холодно смотрит со стороны, а кому-то снова на арену. Или другая картина, «Молодая белоруска» Константина Савицкого. Он напоминает тем, кто  думает, что в имперской России были только господа и дамы, но  были и крестьяне и вот так, как на картине, они выглядели. А вот взгляд художника Ивана Владимирова на  представителя буржуазии – «Изобретатель и капиталист» (1903г). Он стоит в позе «руки в брюки», золотая цепочка от часов на брюхе,  курит сигару. Точное попадание в образ. Кроме того, на него работает  не только взрослый мужчина, но и подросток. Это картина актуальна и сегодня. 

Картины говорят с нами изобразительным языком, понятным без переводчика даже, когда уже принадлежат прошлому. Эхо силы искусства  можно услышать и увидеть сегодня   на выставке в ЯХМ «Картина жизни. Жизнь в картине».

Выставка продлит работу до 4 сентября. 

Виктория Соцкова

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему:Пейзаж настроения или «крылья» по облагораживанию общества

Древнерусское искусство – кладезь для исследователей.

Содружество музеев: результат – выставка «Три великих портретиста: Рокотов, Левицкий, Боровиковский»

Русский пейзаж –это константа национальной культуры

95-летний юбилей ЯХМ и выставка «Карл Брюллов»
 

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: