МЧС: работа по предупреждению гибели несовершеннолетних на пожарах в период 2018 - 2021 годов

Главная
Рубрика: ПалитраЗеркало державы
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Опубликовано: 12/07/2022 08:00

МЧС: работа по предупреждению гибели несовершеннолетних на пожарах в период 2018 - 2021 годов

В современных условиях обеспечение благополучного и защищенного детства является национальным приоритетом государства. По данным федерального статистического наблюдения ежегодно в Российской Федерации на пожарах гибнет 360-390 детей, причем 70% из них – в возрасте до 7 лет. 

Основными причинами пожаров являются: нарушение эксплуатации электрооборудования – 40%; шалость (игра) несовершеннолетних с огнем – 15%;  нарушение правил устройства и эксплуатации печей – 11%; неосторожность при курении родителей (законных представителей) – 10%. Пик пожаров приходится на праздничные и выходные дни, ночной период и раннее утро.  Несмотря на принимаемые меры, в 2022 году уже зафиксирована гибель 122 несовершеннолетних в 40 субъектах Российской Федерации. 

Рост гибели по сравнению с аналогичным периодом 2021 года зарегистрирован в 14 регионах (Архангельской области, Ивановской области, Костромской области, Челябинской области, Владимирской области, Кабардино-Балкарской Республике, Ростовской области, Новгородской области, Красноярском крае, Астраханской области, г. Севастополе, Еврейской автономной области, Республике Коми, Чеченской Республике, Омской области, Кемеровской области-Кузбассе, Новосибирской области).

Наибольшим рискам подвержены дома из дерева и бруса, особенно барачного типа, а также ветхое жилье. Также факторами, повышающими риск гибели несовершеннолетних в огне, являются оставление детей без присмотра, отсутствие в жилых помещениях автономных дымовых пожарных извещателей (далее – АДПИ) – одного из наиболее эффективных средств предупреждения гибели людей в жилом секторе. 

К социальным условиям наступления тяжких последствий относятся длительная эксплуатация аварийного жилья, отсутствие трудозанятости, асоциальный образ жизни родителей, злоупотребление алкогольной продукцией, случаи выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам, имеющим право на получение жилья, в аварийный фонд.

Справиться с этой проблемой можно, только объединив усилия различных ведомств и властных структур. Важнейшее значение приобретают реализация полномочий в области пожарной безопасности органами власти регионального и муниципального уровней, а также работа средств массовой информации. 

Реальными мерами по снижению гибели детей на пожарах являются газификация населенных пунктов, реализация программ переселения семей, проживающих в ветхом жилье, принятие дополнительных мер по борьбе с злоупотреблением населением табачной продукции и алкоголя. 99,8% несовершеннолетних погибли в жилых помещениях жилых домов, где должностные лица государственного пожарного надзора не наделены правом проводить обследования и проверки.

Особая роль в обеспечении безопасности проживания многодетных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, отводится работникам социального обслуживания населения,опеки и попечительства. Указанные специалисты осуществляют непосредственный контакт с семьями. Одним из основных вопросов социального сопровождения являются жилищно-бытовые условия семьи, соответствие их установленным требованиям.

Работа по предупреждению гибели несовершеннолетних на пожарах проводится в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации от 7 июля 2018 г. № Пр-973, а также Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р. Основная задача этой работы – выстраивание в субъектах Российской Федерации системы предупреждения гибели несовершеннолетних на пожарах. 

В План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, включено оказание в рамках социально-бытовых услуг многодетным семьям, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, безвозмездной помощи по оснащению АДПИ, ремонту печей, замене неисправных электропроводки и газового оборудования, оплате задолженности поставщикам жилищно-коммунальных услуг собственников жилья. МЧС России в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации неоднократно направлялись письма с целью повышения эффективности выполнения профилактических мер (от 18.07.2018 № 43-5765-19, от 28.10.2019 № 43-5692-19, от 08.04.2020 № ИТ-168, от 02.09.2020 № 43-6801-19, от 12.10.2020 № 43-7744-19, от 09.11.2020 № М-АМ-23, от 25.11.2020 № 43-8678-19, от 15.01.2021 № М-АМ-10, от 25.02.2021 № М-АМ-31, от 18.03.2021 № 43-1345-19).

В соответствии с указанными рекомендациями в 2021 году утвержден порядок назначения и выплаты единовременного пособия или пособия на основе социального контракта, предоставления социальной поддержки категориям лиц, нуждающихся в социальной защите, семей, имеющих признаки неблагополучия, для: проведения текущего ремонта жилья в 46 регионах; обеспечения АДПИ мест проживания отдельных категорий граждан – 53 регионах; оплаты задолженности поставщикам жилищно-коммунальных услуг собственниками жилья – 34 регионах.

Определен порядок информирования ресурсоснабжающими организациями органов местного самоуправления о задолженностях по оплате жилищно-коммунальных услуг многодетных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, в 65 субъектах Российской Федерации.

На уровне субъекта Российской Федерации предлагаемые МЧС России нормативные правовые акты в полном объеме приняты в республиках Дагестан, Адыгея, Башкортостан, Коми, Астраханской, Тюменской, Ульяновской, Самарской, Кировской, Тверской, Орловской, Костромской и Белгородской областях, Алтайском крае, Ханты-Мансийском автономном округе.

Не принято ни одного документа на региональном уровне в республиках Мордовия, Татарстан, Калмыкия, Ингушетия, Чеченской, Алтай, Вологодской, Новгородской, Липецкой, Московской, Курганской, Волгоградской, Ростовской и Амурской областях, Забайкальском и Приморском краях.

В 2021 году проведено более 1 млн. посещений мест фактического проживания многодетных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по вопросам безопасности жилищ.

В ходе таких посещений техническими специалистами проводилось обследование домовладений, по результатам которых отремонтированы: 7 099 жилищ, имеющих неисправные участки электропроводки; 6 720 – имеющих неисправное печное отопление; 1 150 – имеющих неисправное газовое оборудование.

В рамках целевых региональных и муниципальных программ в местах проживания категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке, установлено свыше 262 тыс. АДПИ (автономный дымовой пожарный извещатель). В 2021 году срабатывание данных систем способствовало спасению 991 человека, в том числе 495 детей.

Вместе с тем в 2021 году не установлено ни одного АДПИ в жилищах многодетных семей в г. Севастополе, республиках Кабардино-Балкарской, Северная Осетия (Алания), Костромской и Самарской областях, Чукотском автономном округе.

Неудовлетворительно проводилась работа по установке АДПИ в республиках Калмыкия, Ингушетия, Адыгея, Ленинградской и Тамбовской областях, Забайкальском и Камчатском краях, Ненецком автономном округе.

Всего в 2018–2021 годах в рамках целевых региональных и муниципальных программ проведен ремонт электросетей – более чем в 46 тыс. помещениях, ремонт печей – более чем в 40 тыс. помещениях, установлено свыше 534 тыс. АДПИ. 

Эффективной мерой является адресная работы с руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Всего с 2018 года направлено 55 обращений, в том числе в ряд субъектов Российской Федерации – повторно. 

Так письмом от 05.07.2021 № 43-4031-19 временно исполняющим обязанности Министра МЧС России Чуприяном А.П. в адреса 33-х высших должностных лиц субъектов Российской Федерации были направлены конкретные предложения по организации работы региональных структур, что способствовало стабилизации обстановки с гибелью несовершеннолетних на пожарах на конец года.

Также в 2021 году полномочным представителям Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе, Дальневосточном федеральном округе направлены обращения по вопросам профилактики детской гибели на пожарах.

Одним из основных направлений деятельности МЧС России является нормативное правовое регулирование вопросов предупреждения пожаров, смягчения их последствий. 

В сентябре 2020 года вступили в силу изменения в свод правил, регламентирующие возможность оборудования газовыми плитами домов не выше девятого этажа. Этим же документом установлена обязанность устройства автоматического отключения газового оборудования при наступлении аварийной ситуации. 

С 1 марта 2021 года введен в действие на территории Российской Федерации свод правил, определивший необходимость установки автоматических пожарных извещателей при проектировании и строительстве жилых зданий вне зависимости от этажности, включая одноквартирные жилые дома. 

В настоящее время МЧС России добивается внесения изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающих аналогичное обязательное требование для эксплуатируемых зданий. 

Дополнительно прорабатывается вопрос введения запрета на эксплуатацию электрических сетей и оборудования зданий объектов социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей без устройств защиты от дугового пробоя как эффективной меры предупреждения пожаров по причинам неисправности электропроводки и электрооборудования. 

В 2022 году будет продолжена адресная работа с субъектами Российской Федерации по совершенствованию системы предотвращения гибели несовершеннолетних на пожарах, нормативного правового регулирования в сфере обеспечения безопасности жилья, внедрению современных устройств защиты людей от пожаров. 

Информация предоставлена департаментом общественных связей Ярославского управления МЧС России 

 Российское информационное  агентство «Национальный альянс» 

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: