Некрасова чтут «за каплю крови, общую с народом»

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 11/12/2016 15:16

Некрасова чтут «за каплю крови, общую с народом»

10 декабря 2016 года исполняется 195 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова – великого русского поэта, издателя передовых журналов своего времени, в которых вместе с плеядой блестящих литераторов и публицистов «вызывал сочувствие к простому русскому человеку и веру в жизненность его духовных сил».

Детство будущего литератора прошло в Грешнево – родовом имении отца, отставного офицера. Рядом текла Волга, поодаль проходила знаменитая Владимирка (Сибирка), о которой поэт вспоминал: «Все, что по ней шло, и ехало, и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства».

Возможно, здесь, в пересечении красоты и мощи величавой русской реки и грубых попыток отца загнать духовную свободу жены и сына в душную атмосферу его дома, и берут начало противоречия личности будущего поэта. Много позже его друг и блестящий юрист и мемуарист Анатолий Кони напишет в книге воспоминаний «Н. А. Некрасов. Ф. М Достоевский», цифровая копия которой хранится в фонде Президентской библиотеки: «Редко кто из выдающихся писателей возбуждал при жизни и после смерти столько разноречивых оценок, как Н. А. Некрасов. С одной стороны – „печальник горя народного“, с другой – тенденциозный стихотворец». Разобраться в этом вопросе помогают крупнейшие литературные авторитеты того времени.

XIX век вошел в историю российской журналистики как период появления и развития классических толстых журналов общественно-политического и литературно-художественного характера. Издания появлялись, перекупались новыми издателями, временно уходили в небытие, чтобы после возродиться вновь – подчас с другим, как тогда говорили, направлением.

В это самое время в Петербург приехал 17-летний Николай Некрасов, отказавшийся вопреки воле отца посвятить себя военной карьере и лишившийся в результате материальной поддержки. Для того чтобы не умереть с голоду, он стал сочинять стихи по заказу книготорговцев. «Ему приходилось очень бедствовать, подчас подолгу…», – писал Кони про этот трехлетний период жизни молодого провинциала. Одновременно поэт входит в литературный и журналистский круг Петербурга, начинает широко публиковать свои стихи. 

На взятые взаймы деньги поэт совместно с писателем Иваном Панаевым зимой 1846 года берет в аренду журнал «Современник», основанный Пушкиным. Поднять журнал, даже имея значительные средства, было нелегко. Забота о материальной стороне издания лежала целиком на Некрасове; не будь у него практической изворотливости, редакция запуталась бы в долгах. Но Николай Алексеевич был отменным прагматом и умел вести дела. (В конце концов эти качества позволят поэту стать одним из самых богатых литераторов, купить родовое имение Голицыных Карабиху с роскошным дворцом).

Поэт-прагмат – согласитесь, не такое уж частое сочетание. Плюс страсть Некрасова к игре, в которой он был куда удачливей, чем тот же Достоевский. Не случайно проницательный Кони, знавший обоих писателей, объединил их имена и судьбы под обложкой одной книги. Несмотря на серьезные идейно-политические расхождения во взглядах «консерватора, реакционера» и «революционера», их связывала глубокая вера в духовные силы своего народа. При этом Достоевский считал Некрасова «загадочной фигурой», умевшей оказывать мощное влияние на литературный процесс. 

«Современник», который поэт выпускал вместе с Панаевым, был первым в России журналом, выражавшим революционно-демократические идеи и, самое главное, имевшим стройную и четкую программу действий. В первых же номерах вышли «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, рассказы из «Записок охотника» Тургенева, статьи Белинского и многие другие произведения той же направленности. Некрасов опубликовал свою «Псовую охоту».

Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 году правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал. И тогда Некрасов приобрел право на выпуск журнала «Отечественные записки», с которым были связаны последние годы его жизни. В этот период он создал несколько поэм, в том числе «Кому на Руси жить хорошо» и «Русские женщины». Последние годы жизни поэта были омрачены осознанием одиночества и тяжелой болезнью. Умер Н. Некрасов 8 января 1878 года в Петербурге.

В вышеназванной книге Анатолий Кони подводит итоги его жизни: «Литературные и нравственные заслуги Некрасова перед русским обществом так велики, что перед ними должны совершенно меркнуть его недостатки, даже если бы они и были точно доказаны».

В книге Николая Дюнькина «Н. А. Некрасов», электронная копия которой также вошла в фонд Президентской библиотеки, рассказывается, что похороны Некрасова на Новодевичьем кладбище в Петербурге приобрели характер общественно-политической манифестации и продолжались, по воспоминаниям современников, с девяти утра до шести вечера. На гражданской панихиде произнесли речи Достоевский, Плеханов и многие, многие другие, те, кто особенно любил и ценил Некрасова «за каплю крови, общую с народом». 

Информация и фото пресс-службы Президентской библиотеки

Российское информационное  агентство «Национальный альянс» 

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: