Переселение из аварийного жилья. Новации и опасения

Главная
Рубрика: ПалитраЖКХ, дом и семья
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 21/07/2014 09:07

Переселение из аварийного жилья. Новации и опасения 

18.07.2014 завершил работу  в Ярославле Всероссийский выездной  семинар по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В сфере ЖКХ происходят масштабные законодательные изменения с приведением в соответствие со  всей законодательной системой. Данное совещание  разъясняет чиновникам местного самоуправления, организациям ЖКХ и строительным организациям, как теперь  будет работать  эта схема.

 

  Для граждан информационное просвещение  запланировано  в перспективе.  Организаторы мероприятия: Правительство Ярославской области и  Госкорпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ.

  Жилищный фонд регионов стремительно превращается в развалины – в подавляющем большинстве это происходит потому, что  дома, родом из СССР, содержатся без надлежащего текущего ремонта несколько десятилетий по всей стране, а капитальный ремонт им пока только снится. Приостановить этот процесс может только  встречный поток  масштабного строительства   жилья социального найма или новый институт –это  жилье  для некоммерческого найма. При этом рекомендовано использовать современные энергосберегающие  и строительные технологии,  стройматериалы. Банковская сфера обязана вспомнить про специфические банковские продукты, вписывающиеся в этот алгоритм, а  политическая воля регионов –  побороть желание  коммерсантов использовать бюджет как бездонную бочку.

  Где брать деньги, как осуществлять сложную  задачу без излишних затрат, но при этом переселять  людей по требованиям закона, в человеческие условия, как привлечь инвесторов в этот процесс? На эти и другие вопросы  слушатели пытались  найти ответы на  дискуссионных площадках  семинара в формате «круглых столов» по «горячим» темам.

 На пленарном заседании  на тему «Реализация региональных программ по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным до 01.01.2012г. и перспективные и механизмы дальнейшего расселения аварийного жилищного фонда» выступил ряд спикеров, среди них Галина Хованская, депутат Госдумы РФ. Она подробно рассказала об изменениях в законодательстве, призвала внимательнее изучать  судебную практику, которая представлена на сайте Комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ. По ее  мнению, государство обратило внимание на неразвитость сектора некоммерческого найма для тех, кто не может купить жилье, но нуждается в улучшении жилищных условиях и при этом  не является социально незащищенным, т.е.  доход  чуть выше,  чем у тех, кого государство признает нищими. Эти люди вынуждены снимать  жилье  на рынке недвижимости, платить за него большую часть заработка, при этом владельцы квартир, часто никак не афишируют свои доходы и не платят налоги. Депутат подчеркнула, что это почти 40% граждан, которые  после принятия ЖК РФ в 2005 году  выпали из сферы интересов государства. Речь идет о разновидности социального найма –  некоммерческом найме.

Что это такое? Договор по социальному найму – бессрочный, жилье можно приватизировать, оплата за найм – символическая. Жилье по некоммерческому найму заключается на  определенный срок, приватизировать  его нельзя, оплата за найм будет компенсировать расходы по ремонту и содержанию, капитальный ремонт в будущем. Такие граждане не должны быть признаны неимущими и получать какие-либо субсидии от государства  и должны нуждаться в жилье.

Сейчас в регионах большая очередь на  получение социального жилья. Депутат прогнозирует, что при введении института некоммерческого найма  часть очередников перейдет именно в эту категорию, предпочтя оплатить расходы, чем ждать. Жилье некоммерческого найма может быть только при наличии одного собственника многоквартирного дома – государства в лице федерации или муниципальной власти, общественной организации, частника. Это обусловлено разностью интересов собственников и людей с социальным наймом, которые сейчас проживают в многоквартирных домах под одной крышей и часто не могут договориться по самым простым вопросам. Есть тонкие моменты: если человек по каким-то причинам уже  не может оплачивать  некоммерческий найм, а с социальной очереди  уже снят? Как заверила депутат, на улицу никого выкидывать не должны. 

Президентом России  изменений в ЖК в части некоммерческого найма подписаны 4 июля, а 9 июля текст   одобрил  Совете Федераций.

Еще одну важную тему осветила Галина Хованская – это  стоимость аварийного жилья и сроки переселения. И привела примеры судебной практики и призвала органы местного самоуправления внимательно с ними ознакомиться, чтобы не наступать на грабли правосудия. Она сказала, что аварийное жилье  имеет свою стоимость. Прежде всего, это доля земельного участка, который был поставлен на Кадастровый учет, доля общественного имущества и восстановительная стоимость этого жилья за сделанный вовремя капитальный ремонт. Депутат призвала местные  власти не поощрять тех, кто хочет больше брать  из  бюджета. Ей задали вопрос, как  решить задачу, если люди намеренно скупают аварийные помещения и начинают  по той или иной причине противиться переселению. Галина Хованская считает, что нужно по этому вопросу четко прописать инструкцию.

Оксана Демченко, директор департамента ЖКХ, энергосбережения и энергоэффективности  Минстроя России, также рассказала о новом механизме расселения граждан из аварийного  фонда.  За последние полгода  в этой части произошли серьезные изменения, инициированные Минстроем и при участии  Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Выяснилось, что из федерального бюджета  на переселение выделены дополнительные средства,  утверждены лимиты на текущий и следующий годы, внесены изменения в 185 ФЗ и ЖК РФ, сокращены сроки рассмотрения заявок и смягчены условия приостановления поддержки регионов. То есть, основные федеральные решения  направлены на эффективное выполнение текущих задач в регионах. При этом контроль и мониторинг будут ужесточаться. Регионам необходимо формировать графики переселения, повышать ответственность регионального уровня и у подрядчиков, занимающихся переселением. Цель федеральных властей – выйти на персональную ответственность лиц, ответственных за переселение.

  Как информировала Оксана Демченко, в основе концепции переселения два  ключевых тезиса. Первый: в рамках реализации не должны создавать  бедных собственников, которые потом не смогут содержать свое имущество, и тогда у государства будет возникать дополнительная обязанность по поддержке и содержанию таких собственников, которые не смогут содержать свое жилье сами. Второй: нельзя за счет налогоплательщиков улучшать положение других лиц, если это впрямую не связано с выполнением государством своей социальной  функции. Эти два постулата  должны  быть основой  законодательных перемен.

По убеждению представителя Минстроя России, при переселении граждан  из аварийного фонда использование бюджетных средств должно быть минимизировано, а  бюджетные средства использовать только в пользу  социально-незащищенных неимущих граждан. При расселении жилья оно не будет в собственности граждан, только на условиях найма либо коммерческого, либо  социального. Оксана Демченко подчеркнула, что переселение из аварийного жилья собственников – это  проблема собственников, но при этом государство будет им помогать через  различные механизмы поддержки. Т.е. предоставление жилья при новом механизме будет зависеть  от статуса гражданин – собственник или наниматель. Если этот наниматель малоимущий, у него нет иного жилья, то  переселение идет за счет государства на условиях социального найма. Если наниматель готов нести расходы большие и готов получить более комфортное жилье (получше помещение, площадь больше  и т.д.), то речь может идти о коммерческом найме. Если собственник не соответствует  этим критериям, то расселение  –  за  его счет. При этом можно учитывать земельный участок под домом, тогда собственники должны сорганизоваться, найти инвестора или взять кредит и построить на участке новый дом, который может быть выкуплен и т.д. По мнению Оксаны Демченко, важный вопрос – это создание на уровне государства института, которые был бы способен финансировать такое жилье –  Фонд жилищного использования. Тогда муниципальные образования за счет кредита такого института на условиях возврата  и невысокой  процентной ставки будут строить дома для коммерческого найма. Потом люди будут заселяться туда,  оплачивать жилье, а муниципальное образование  за счет этой оплаты будет возвращать взятый кредит фонду. «Следующий момент важный для нового механизма – это  широкая разъяснительная работа среди населения по объяснению справедливости  этих подходов, –  считает Оксана Демченко. – Также нужно внимательно изучить судебную практику, чтобы при написании новых законов ее учитывать».

  Еще одну актуальную тему затронула  в своем выступлении Оксана Демченко. Она  обратила  внимание, что  существует проблема использования энергоэффективных технологий. Пугает, что  энергоэффективное  мероприятие ведет к удорожанию, сразу идут разговоры, что, мол, в бюджете денег нет. По мнению  директора департамента, это неправильно: такие мероприятия  необходимо встраивать в текущую работу, просчитывать эффект в конечном итоге, ведь это потом обернется экономией для потребителя – он будет меньше платить по счетам. Так же  Оксана Демченко считает, что нужно  создавать механизм комплексного подхода поддержки и инвестиций, чтобы строилось жилье для массового потребителя, но с учетом энергосберегающих технологий.

  Депутат Госдумы РФ  Елена Николаева выразила беспокойство – как бы  новые и  серьезные  изменения  в законах из бедных собственников не стали плодить бедных нанимателей. Новый механизм – некоммерческий и требует серьезных обсуждений. «Муниципальные образования могут оказаться в крайне сложном положении, если будут брать для малоимущих кредит»- эта фраза сорвала аплодисменты в зале. По  мнению депутата,нужно все делать сбалансированно, оценивать все риски и их минимизировать.

  Константин Цицин, генеральный директор Фонда содействия реформированию  ЖКХ, считает, что важнейшая задача при создании рынка арендного жилья –  влияние на социальную обстановку в стране. Рассматривая итоги полугодия, по его словам, 22 региона не справились с плановыми заданиями, а  четыре региона у него вызывают опасения.  Уже сейчас нужен некий задел для преобразований, есть гарантии государства и нужно уже сейчас заключать контракты на строительство. По его мнению, следует укорачивать темпы строительства, не оставлять без внимания  непрофессиональные действия руководителей  муниципальных образований  или подрядчиков: чиновники  будут нести персональную ответственность, а коммерсанты –  финансовую.  Гендиректор Фонда убежден, что вопросу качества уделяется  мало внимания. С точки зрения экспертиз малоэтажное строительство позволяет вольности и нужно вносить изменения в законодательство, которое повлияет на качество проектов. Министерство финансов выделило на  аварийное жилье приличную сумму и срыв мероприятий недопустим. Очень важный момент – это открытость мероприятий  по переселению. Константин Цицин считает, что открытость в данном вопросе может быть профилактикой негативных явлений: нужно на каждом аварийном доме  вывешивать перечень – кого, куда и когда переселят, кто за это отвечает. Именно этот тезис вызвал нешуточное волнение в зале. С места  ему возразили, что это может обернуться судебными исками. На что глава фонда сказал, что если есть возражения, то их нужно обсуждать. И задать вопрос – «а за что иск?».  И дальше встает вопрос об ответственности и сроках, т.к. это муниципальный контракт.

  Изменения в законодательстве по переселению из аварийного жилья, по сути, являются либеральными. Возможно,  поэтому многие выступавшие обращали внимание на то, чтобы не перегнуть палку в желании  снять с государства, которое в Конституции прописало свои социальные обязанности, именно большую часть этих самых  обязанностей, чтобы никого не выкидывали на улицу, не лишали святого – права на крышу над головой. Приведет ли новый механизм к появлению «гетто» из домов социального и некоммерческого найма, к социальным волнениям? Как адаптируются коррупционные схемы к новациям? Поживем, увидим.

Виктория Соцкова

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему: Дмитрий Шубин:"Квитанции по капремонту можно оплатить в течение августа"

Проблемы общего имущества многоквартирных домов.

Некоммерческий найм жилых помещений

Концепция о реорганизации промзон

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: