"ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ" - ФАБРИКА УСПЕХА ДЛЯ СИРОТ?

Главная
Рубрика: Трибуна
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 09/02/2010 14:55

"ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ" - ФАБРИКА УСПЕХА ДЛЯ СИРОТ?

          Когда жизнь идет не по тому руслу, как планировалось, то чаще всего в оправдание обстоятельствам слышишь - "Судьба, мол, виновата". И в большинстве случаев - действительно, объективные обстоятельства бывают сильнее воли человека. Но когда вовремя ему протянута рука помощи, то судьба может дать шанс на другой сценарий.

           Сироты в нашем государстве уже находятся за "чертой везучести". Не секрет, что у выпускников детских домов ограничены возможности по успешной социализации из-за недостаточного материального обеспечения, отсутствия моральной поддержки, иногда и от сумбура в голове и ряда субъективных комплексов молодых людей. Поэтому их личный социальный успех - непростая работа ребят над собой, даже, порой, борьба с соблазнами общества. Но и с другой стороны, подняться на социальную ступеньку через высшее образование - это как раз та самая уникальная возможность создать свой сценарий судьбы. Сделать это без поддержки со стороны очень сложно.
Сформировать жизнь в благополучном направлении в Ярославле выпускникам детских домов помогает общественная благотворительная организация "ДРУЗЬЯ РУССКИХ СИРОТ".                        Возглавляет ее Евстифеева Галина Александровна. Одно из направлений работы организации - создание условий для осуществления образовательных программ в дополнение к учебному плану в детских домах, постинтернатное сопровождение, адаптация и социализация выпускников детских домов в обществе. Общественники стремятся развить в каждом ребенке уверенность в себе, нравственную ориентацию в обществе, востребованные навыки гражданской и финансовой ответственности и культуры поведения. Иными словами, делают то, что для своего ребенка сделала бы его семья.
           Члены организации, те, кто работает с сиротами, обратили внимание на то, что после выпуска жизнь сироты зависит во многом от его способности адаптироваться к обстоятельствам. Но дети, разные по характеру, долгое время росли в тепличных условиях, часто с заниженной мотивацией, и поэтому многие и после выхода из детдома нуждаются в опеке. Обдумав проблему со всех сторон, пришли к интересному проекту - "Программе сопровождения выпускников детских домов". Ребят после выхода из стен детдома патронируют кураторы, которых они могут выбрать из воспитателей или родственников.
С 2005 года ЯРБОО "ДРУЗЬЯ РУССКИХ СИРОТ" осуществляет Образовательную программу, которая состоит из двух направлений - Стипендиальный проект для выпускников, обучающихся в ВУЗах, и Целевой фонд для поддержки тех, кто учится в ПТУ или получает дополнительное образование. Финансовое обеспечение этого проекта помогают осуществить Общество Помощи Русским Детям и ярославские благотворители.
           Благодаря этой программе и стараниям волонтеров и благотворителей появляются успешные сироты. "Программа сопровождения" показала, что грамотный тандем государственных услуг по обиходу и воспитанию сирот и помощь со стороны общественных организаций могут скорректировать судьбу сироты в социально-благополучном направлении. Есть первые результаты - выпускники с дипломами ярославских вузов. Диплом для сироты, если хотите - это статус в обществе, возможность перейти на иную социальную ступеньку не только в материальном плане, но и в формировании нового круга знакомых, это интересная студенческая жизнь, познавание окружающего мира.
           Департамент образования администрации Ярославской области взял на вооружение практику общественной организации, и теперь уже 100 выпускников детских домов находятся под пристальным взглядом Службы сопровождения.
          Конечно, программа - не конвейер "Фабрики звезд". В этом деле нет отработанных педагогических штампов, как и похожих ребят. Это, так сказать, штучная работа, над результатом которой задумывается большой коллектив людей, заинтересованных в жизни сирот. В основном кураторы - женщины, они терпеливее и по-матерински, если того требуют обстоятельства, настойчивы. В круг их обязанностей входит не только помощь в быту, главная цель - ориентация на получение высшего образования. Проект реально помогает не только сиротам, но и обществу в изменении стереотипа восприятия в отношении сирот. В работе кураторов нет стандартных форм, хотя имеются общие рекомендации. Поэтому история успеха каждого сироты - это кропотливая работа многих людей, представляющих общество и государство.
             Галина Михайловна Демчук курирует пять ребят. Её профессия не была связана с педагогикой, но деликатные и вместе с тем требовательные свойства характера помогают найти общий язык с разными по характеру подопечными. "Ребята учатся учиться, в буквальном понимании этого слова. Поступить в ВУЗ для них несложно - государство предоставляет им возможность поступления вне конкурса. Гораздо труднее доучиться до получения диплома. ВУЗ после детского дома для них - непростой этап жизни. Мне ребята рассказывают, как учатся, общаются с однокурсниками, участвуют в общественной жизни, сдают сессии, и им важно увидеть, что я сопереживаю им не только в их проблемах, но и радуюсь успехам. Первое, что я делаю, иду знакомиться с методистами вузов, чтобы они понимали, что за спиной у сироты есть человек, который всегда побеспокоится о нем и защитит в случае необходимости. Я помогаю подопечным в решении вопросов, возникающих при вхождении ими в незнакомую взрослую среду. Как мне кажется, также даю шанс справиться им с внутренними врагами - ленью, самообманом, ложными установками, нереальными прожектами".
          Элла Игоревна Строганова, другой куратор - из педагогической династии. Свою дипломную работу она писала под руководством классика всего советского учительства А.В.Сухомлинского. Ее житейский опыт позволяет спрогнозировать в поведении подопечного многое, но не всё. "Часто выпускник из детского дома напоминает чистый лист бумаги, заполняемый жизненными ситуациями: что-то можно начать с абзаца, что-то - потом вычеркнуть, но помарка может остаться осадком и на всю жизнь. Я стараюсь помочь ребятам не делать то, о чем они потом будут жалеть. Многие просто начинают паниковать из-за недостаточной уверенности в собственных силах. Моя задача - помочь избежать упаднических настроений. Я постоянно твержу: "Ты не хуже, ты - сможешь" и т.д. Кто еще, кроме меня скажет неокрепшей личности, что нужно идти к своей цели, а не плакать по углам из-за мелких неудач или колкости сокурсников?"
              Некоторые выпускники готовы делиться собственным опытом самоутверждения в студенческой среде, со сложностями при выборе профессии с другими сиротами. Часто именно этот рассказ из первых уст служит самой лучшей профориентацией. Например, одна выпускница со сложным характером, после непростой притирке в студенческой среде рассказывала о том, как с ней поначалу в студенческой среде некорректно обходились: однажды пропали вещи в общежитии, и была выдвинута версия, что ей - детдомовке - это было проще всего сделать. Пришлось отстаивать свою честь. Но ни этот случай, ни другие не помешали ей учиться. Часто желание доказать, что сирота ничем не хуже детей из благополучных семей, является прекрасной мотивацией при преодолении обстоятельств и своих психологических слабостей. Когда об этом рассказывает сам сирота - это самый лучший способ наставлений. Такая "обратная связь" - это педагогический успех Образовательной программы ЯРБОО "ДРУЗЬЯ РУССКИХ СИРОТ".
           Практика сопровождения каждого сироты - это уроки и для нас, взрослых: на взаимоотношениях мы оттачиваем нюансы программы, избегаем педагогических ошибок. Был такой опыт, девушка сообщила нам, что успешно сдала сессию, даже успела отчитаться об этом американским партнерам. А на деле оказалось, что все не так. Когда обман вскрылся, то и для девушки это был серьезный урок, и для нас. В результате был разработан договор, который заключает выпускник и общественная организация. В нем прописаны обязательства сторон, и при их невыполнении применяются санкции. Т.е. вырабатывается чувство ответственности у молодого человека за свои поступки. Такая политика "кнута" и "пряника" дает свои результаты. Не нужно бегать за ними, чтобы они составили отчет о том, как они распорядились полученными деньгами. Ребята стали понимать, что если они не выполняют своих обязательств, то это уже их проблемы, как они будут учиться без этой дополнительной материальной поддержки.
          Другую подопечную, Лену К., часто приходилось поддерживать психологически. Училась в вузе она хорошо. Три года была участником образовательной программы. Из этих денег он покупала музыкальную литературу, платила за квартиру, ходила на концерты и выставки. Получила диплом педвуза, и встал вопрос - где работать. Нашлось место преподавателя в школе, но девушку пугала мысль - как она вольется в новый коллектив, сможет ли? Мы сообща преодолели ее страхи. В школе есть коррекционные классы, дети сложные, многие из неблагополучных семей, но она справлялась со своей работой учителя. Можно сказать, что Лена заняла свое место в социуме.
         Но был случай, когда все наши усилия оказались тщетны. Парень поступил в педагогический университет, но после трех лет довольно успешной учебы он ушел из ВУЗа. Хотя он умен, не склонен к дурным привычкам, душевно отзывчив, всегда был благодарен за наши сопереживания за его судьбу. Но вот к учебе пропал интерес, нет социальных амбиций, его устраивает то, что есть. Может, потом он и будет жалеть об упущенных возможностях:. Но на сегодня его в вузе не удержал ни один аргумент.
             Другой пример, Дима С., участник программы со 2 курса учебы. Парень выбрал модную нынче специальность - менеджер. Но одно дело - выбрать, другое - реализовать свои амбиции уже на практике. Дима настойчив, у него сильный характер. Он стал последовательно идти к цели - стипендию от общественной организации тратил на поездки в Москву, где нашел место работы в сфере ресторанного бизнеса, которое бы отвечало его требованиям успешности. Свою дипломную работу он уже ориентировал на выбранную им специальность, и защитил его на "отлично". Есть надежда, что он добьется больших профессиональных успехов.
Распространенная черта многих сирот - совестливость. Лора К. участвует в программе со 2 курса педуниверситета. Когда поступила в вуз, то училась посредственно, но, когда вошла в программу, то уже нравственные установки мотивировали ее на успехи в учебе, и оценки изменились на "хорошо" и "отлично". Ведь ей поверили, и Лоре захотелось оправдать это доверие. Стипендиальную поддержку она тратила на обустройство собственного жилья, получила дополнительную специальность. Ее мечта на сегодня - работать с трудными подростками, наставлять их на путь истины. "ДРУЗЬЯ РУССКИХ СИРОТ" постараются ей помочь найти именно такую работу. Однажды она написала кураторам: "Я очень ценю Вашу поддержку во время учебы. Благодаря полученной профессии социального педагога я хочу помогать детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию".
           Еще случай из нашей практики: Оля М. училась в сельхозтехникуме, после его окончания она приняла решение пойти учиться дальше, в сельхозакадемию. Никто из её окружения особо не верил в нее, ведь она училась посредственно. Но мы её поддержали, наладили контакт с деканатом ее факультета. И вот Оля получает высшее образование благодаря стипендиальной поддержке. В академии она вошла во вкус учебы - стала показывать хорошие результаты. Она четко для себя решила - быть не хуже кого-то, быть материально обеспеченной в жизни. Это отличная мотивация.
          Валя Т. участница программы с 1 курса. Это было хлопотное время и для нее и для кураторов, она преодолевала свои слабости характера, кураторы стремились не упустить девушку. "Ломало" обе стороны и, тем не менее, результат - успешное окончание учебы, самостоятельная работа в компании "Данон", и письмо в адрес спонсоров программы, в котором есть такие слова: ":Было и отчаяние, и растерянность, иногда совсем опускались руки. И пройти эту дорогу мне помогал куратор. Никогда, в будущей своей жизни я не пройду мимо человека, нуждающегося в помощи и поддержке, обещаю!".
          Другая Валя, С., еще учится. Она очень позитивная, доброжелательная, настроенная на хорошую учебу девушка. Вот что она написала в письме к американским спонсорам программы: "Дорогие друзья! Вам летит большой привет от Валюшки С. из Ярославля! Хочу поделиться с вами, чем я дышу и как живу. На данный момент у меня сейчас каникулы! Сессия прошла просто отлично. И я очень рада, что экзамены сдала хорошо. А ещё мне один добрый человек сделал очень нужный подарок! Это спонсор Ирина. Мы с ней начали общаться давненько, но у меня не было возможности ей писать - не было компьютера! Вот она и сделала мне отличный сюрприз - подарила ноутбук! Ведь компьютер очень нужная вещь, тем более мне в следующем учебном году надо будет писать курсовую работу. Ну, а самую главную благодарность я хочу выразить вам! Если бы не знакомство с вами, дорогие друзья, если бы не ваша помощь для нас, не знаю, как бы мы и жили! Вернее жить-то жили бы, только сложновато было бы, а вы нас очень выручаете! Говорю вам человеческое БОЛЬШОЕ СПАСИБО!... Недавно я была на свадьбе у подруги, и мне так хотелось поймать свадебный букетик: Я шучу! Всему своё время! Сначала надо закончить, как минимум университет, встать на ноги, а потом и всё остальное!..". В письме содержится уже житейская мудрость. Первым делом, так сказать, как в песне поется - самолеты, а свадьба, семья, дети - потом, когда в руках будет профессия, т.е. кусок хлеба. Инфантилизма, свойственного многим сиротам, нет в жизни Вали С.
        Есть среди участников программы Павел Л. В детском доме с 3-х лет. (прим.ред. род. 07.09.1979г и умер от рака крови  30.06. 2015г.).Очень хочет стать успешным, и сейчас учится на 4 курсе педвуза. Маленький штрих к пониманию драматизма стремлений: в вузе он столкнулся с тем, что возникла необходимость выучить немецкий, хотя в школе он изучал английский язык. Трудом и усидчивостью он выполнил эту задачу. Для кого-то это покажется мелочью, но если вспомнить, что Павел - сирота, то понимаешь как каждый шаг к результату - для него непростое действие. Своей темой в студенческом научном обществе он выбрал работу с выпускниками детских домов, их адаптацию в постинтернатской жизни. Он очень хорошо знает, что нужно этим детям, так как сам прошел этой дорогой.
             Сироты становятся часто объектом для мошенников с недвижимостью. Если бы не куратор, то одна из девушек программы могла остаться без жилья. Грамотную юридическую помощь они всегда могут получить у юриста из департамента образования администрации Ярославской области. Юридические консультации, особенно на темы сохранности жилья, бесплатно дает юридический центр "Фемида". Люди не остаются безучастными к проблеме сирот, если к ним обращается руководитель ЯРБОО Г.А.Евстифеева. Конечно, она не волшебница, объясняется все просто - Галина Александровна много лет работала в школе №4 Ярославля, и теперь многие ее выпускники помогают ей в общественной работе - кто чем может. Это не только содействие в трудоустройстве сирот, спонсорство на различных мероприятиях для воспитанников детских домов, это своего рода некая пропаганда сострадания и не только сиротам, а вообще людям, оказавшимся беззащитными в силу обстоятельств.
       Как бы сложилась жизнь ребят, если бы их не поддержали взрослые? Не хочется об этом думать: Эта программа по сути - ценный педагогический и социальный опыт. А всего то нужно - не бросать детей как щенят на произвол, а вести за руку, пока они не почувствуют твердую социальную почву под ногами. Эта реальная помощь, конкретные дела и дали шанс сиротам на уверенность в завтрашнем дне.
          Каждый год детские дома выпускают тысячи детей во взрослый мир. Что с ними происходит, кем они становятся, какова судьба их детей? Кто сейчас может ответить на эти вопросы? Да никто: Но в Ярославской области ситуация меняется. Под патронажем департамента образования сейчас 100 выпускников детских домов. И по здравому смыслу, и по совести такая система должна действовать в каждом субъекте федерации, и не только на деньги иностранных грантодателей, но и в на финансы собственных меценатов и государства.
        Ярославлю повезло - к 1000-летию город получил еще один замечательный дар, который не измерить деньгами - четыре судьбы сирот, успешно закончивших вузы, с благоприятным прогнозом развития их личной жизни. В масштабах страны - это ничтожно мало, но все же - концентрация доброты в воздухе, которым дышат ярославцы, благодаря работе "Друзей русских сирот" значительно возросла.
       Остается повсеместно последовать примеру - вкладывать деньги в будущее детей, в их воспитание, получение диплома, устройство на работу. Тогда никто не скажет, что Россия вырождается, а сироты в ней изгои. 

2010год, Виктория Соцкова 

Еще на эту тему:Проблемы сирот. Что делает государство, общество и бизнес.

Отзывчивые сердца ярославцев

Народный наркоконтроль:краской и кистью по вандалам и наркоманам

Сердце и душа большого друга

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: