Простая история про любовь гимназиста

Главная
Рубрика: Трибуна
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 19/10/2008 16:45


В Ярославском художественном музее состоялась выставка Александра Петрова «Моя Любовь». Сотворение фильма». Автор представил 26-минутный итог трехлетнего труда - анимационный фильм «Моя любовь», поставленный по роману Ивана Шмелева «История любовная». Фильм – уникальный, как впрочем, и все созданное в анимации Петровым – он полностью нарисован вручную. Творить кончиками пальцев на матовом стекле масляной краской - это авторский стиль ярославского художника.
За годы работы над сюжетной линией фильма художник нарисовал сотни набросков в поисках образов, которые бы точно соответствовали его представлению о задуманном. Порой, зрители даже и не догадываются о грандиозном масштабе деятельности, предшествующей финалу работы. Плоды кропотливого труда - эскизы, остаются, что называется, за кадром. Между тем, именно в «черновиках» мастера прослеживается процесс рождения законченных портретов и весь ход мысли творца иллюзии.
Чтобы эскизы «зажили» самостоятельной жизнью ярославские музейные работники провели большую работу и сумели удивить зрителей выставки. По словам куратора проекта – Нины Голенкевич, искусствоведа Ярославского Художественного музея, многие собрания произведений искусства почитают за честь иметь в своих коллекциях даже наброски известных картин художников. А вот у аниматоров, все, что располагается за «занавесом» фильма – остается за чертой времени. Но ярославские музейщики исправили эту творческую «оплошность»: теперь можно заглянуть в «зазеркалье» авторского замысла художника и увидеть, как непросто шел поиск воплощения литературного произведения в экранную реальность, как мазок за мазком в эскизах создавалось то, что видел художник в своем воображении только он один.
Искусству принадлежит огромная роль в формировании пласта нравственной модели социума. Именно то, каким образом служители муз нам преподносят в своих произведениях нормы поведения, моральные ценности, то в таком русле у основной массы сограждан и формируются некие эталоны нравственных устоев. Сейчас - превалирует пропаганда потребительского отношения к жизни и царит культ массовой невзыскательной культуры, которая не возвышает духовно личность, а низводит многие общечеловеческие понятия ниже «плинтуса» понимания. Это несет для интеллектуального потенциала России, по истине, фатальный вред. К счастью, есть творцы, такие как, например, Петров, осознающие всю меру ответственности за собственную высокую гражданскую миссию - возрождать в России духовность.
Посмотреть фильм «Первая любовь» Петрова – это тоже самое, что припасть к источнику чистой воды среди смрадной пустыни. Что может быть трогательнее истории первой любви, которая стала канвой фильма? Каждый из нас переживает это чувство, но исключительно по собственному сценарию: также, как и у многих бывает учащенное сердцебиение от легкого намека на что-либо «такое», также остро воспринимаются нюансы общения – не то сказано, не такой реакции ожидалось и т.п. юношеская чепуха. Но вот итог любовных терзаний – у всех разный. Для кого-то это останется самым сладостным воспоминанием, а для кого-то - флюиды влюбленности перерастут в драматическую коллизию, испортившую разочарованием и комплексами дальнейшие годы жизни. Вариаций на тему первого чувственного опыта - море и урок, извлекаемый из жизненного этапа останется как зарубка на сердце. В истории гимназиста придуманные им картинны идеальной любви диссонируют с реальным миром: воображение юноши, воспитанного в типичных условиях купеческого Замоскворечья XIX века, рисует ему представление, что любовь - это «нектар». Но мы-то знаем, как часто такой наивный вздор разбивается о плотское любопытство взрослеющего подростка. С одной стороны юноша симпатизирует горничной-сироткой с ее полудетским понимание любви, с другой его тянет с вполне объяснимым в таком возрасте интересом к загадочной барышней, что называется, видавшей виды. Реальность изменила внутренний мир гимназиста, провела черту между земным и его придуманным романтическим восприятием любви. Срез борьбы за душу между наивными мыслями подростка и физиологическим взрослением был показан художником был чрезвычайно деликатно. Если бы могли юные понимать суть любовных отношений, как важно, говоря хрестоматийными словами Маленького принца из известного произведения А.де Сент-Экзюпери, быть в ответе за тех, кого приручили, то у них проблем было бы гораздо меньше, а в жизни было бы больше мгновений счастья.
Ведь, любовь это не шутка и не синоним сексуального контакта, а, прежде всего, ответственность за поступки и их последствия. Между тем, истинные чувства они жертвенны и не требуют ничего взамен. Этому учит фильм и подростков, и взрослых. Рассказывать романтическую историю современникам – в определенной степени риск. А вдруг не удастся достучаться до умов и сердец? Ведь многие за период капитализма уже позабыли, что значат настоящие чувства, и что это совсем не тот суррогат понятий, которым так интенсивно нас «кормят» через масс-медия. Но удивительное дело- после просмотра возникает желание увидеть еще фильм раз, пережить вновь волнующие эмоции, словно срывающие пелену черствости с сердец.
Мы гордимся Петровым именно потому, что он наш – русский, что он не предает идеалов настоящей культуры, а его творчество не становится рабом индустрии развлечений. Он живет и творит свои чудесные фильмы под небом России, на фоне наших берез и церквей.  

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: