«Русские римляне» пришли в Ярославль: искусство без границ и времени

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Опубликовано: 23/04/2023 20:59

«Русские римляне» пришли в Ярославль: искусство без границ и времени

В Ярославском художественном музее журналистам представили новую выставку «Русские римляне». Экспозиция состоит из 47 живописных и двух графических произведений, созданных в Италии.

Выставка объединяет работы из собраний Ивановского областного художественного музея, Переславского и Рыбинского музеев-заповедников, Ярославского художественного музея и частного собрания из Москвы. Эти произведения являются авторскими повторениями картин, полюбившихся россиянам, они постоянно экспонируются в музеях, поэтому нелегко было собрать их вместе.

В истории русского искусства есть глава, тесно связанная с Италией – страной, которую в прошлом было принято называть «Родиной всех художеств». Художников привлекали не только яркие цвета южной страны, но и мировые шедевры, которые без устали копировались. Основным поставщиком русских художников в Италию была петербургская Академия художеств. Наиболее талантливых ее выпускников удостаивали заграничной стажировкой с оплатой аренды жилья и питания. К 30-м годам XIX века в Риме сложилась большая русская колония, в которую входили Семён и Феодосий Щедрины, Федор Матвеев, Орест Кипренский, Сильвестр Щедрин, Карл Брюллов, Михаил Лебедев, Александр Иванов и многие другие. Лучшие выпускники Императорской академии художеств, отправляемые за казенный счет в чужие края для творческого развития, как правило, проводили в Риме от трех до шести лет, а некоторые оставались навсегда. За это время художник должен был знакомиться с важнейшими достопримечательностями Италии, копировать выдающиеся произведения искусства, вести дневник и предоставлять отчеты и главное – подобрать сюжет и создать большую картину на историческую, мифологическую или библейскую тему.

В 1870-е годы с возникновением передвижников новое реалистическое искусство потеснило с авансцены работы приверженцев классического академизма и заняло вскоре главенствующие позиции. Но, несмотря на потоки критики, авторы академического направления по-прежнему оставались востребованными.

В конце XIX века в Риме сформировалась вторая по времени крупная колония русских живописцев. Г. Семирадский, П. Сведомский, В. Котарбинский, С. Бакалович, А. Риццони. Поселившись в Италии, они остались верны академизму, обогатив этот стиль импрессионистическими приемами нового времени. Тогда они были на пике популярности, но в XX столетии мода на них прошла и в изобразительном искусстве появились новые имена и другие стили.

На выставке представлены многочисленные пейзажи римских окрестностей и других городов Италии, виды Рима, бытовые зарисовки из жизни горожан и крестьян из Чочарии,  этюды и эскизы больших картин, исполненных позднее. Украшением экспозиции стал один из немногих прижизненных портретов Н.В. Гоголя кисти Ф. Моллера, написанный в Риме.

Насладиться видами солнечной Италией можно в Ярославле до 20.08.2023 г.

Татьяна Полтавченко

Фото автора

Возрастные ограничения 6+

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: