Выставка «Типы – типчики – типажи».

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 03/11/2014 13:57

Выставка  «Типы – типчики  – типажи». 

В Ярославском художественном музее на открытии вернисажа  с игривым названием «Типы – типчики  – типажи»  первым подал «голос» патефон Ленинградского «Грампласттреста».

10.10.14  в  волнах  винтажных патефонных  звуков  зрители окунулись в атмосферу  угадывания в персонажах знакомых черт, характерных для конкретного исторического отрезка времени. Какие-то из этих обобщенных образов пережили социальные потрясения и соседствуют с нами  даже сегодня, а какие-то – канули в Лету. В залах мелькала загадочная дама типажа «вамп», внося смятение в головах посетителей: то ли  она персонаж выставки, сошедший с картин, то ли экстравагантная современница  и типичная гламурная девица…

 Посетители  с любопытством рассматривали  экспонаты из коллекции ЯХМ и собрания  московского коллекционера, арт-дилера, но больше –  подвижника Юрия Петухова: картины, плакаты, гравюры, скульптуры. Авторы  известные и не очень, персонажи разнообразные – рабочие, задиры-хулиганы, барышни и колхозницы, интеллигенция и т.п.. Может кто-то и узнавал себя или других в предъявленных свету  сюжетах, смотрелся в типаж как в зеркало.

Алла Хатюхина, директор ЯХМ, пояснила, что выставка посвящена 95-летию музея. «Когда первый раз услышали об идее, то поняли что это настоящая удача, которая должна быть реализована. Казалось, что она лежит на поверхности: разделение на типы и типажи – это история, запечатленная во внешности людей, через познания авторов через себя и поиск и находка близкого себе типа. Это словно, игра в угадывание времени. И все это нам подарил автор идеи  Юрий Петухов».

Юрия Петухова можно назвать креативным коллекционером, ведь он не просто предлагает свою идею музею для воплощения, он предоставляет возможность сотворчества. Главный хранитель музея Татьяна Лебедева приоткрыла завесу музейной «кухни». Она считает Петухова партнером, который  побуждает музей по новому взглянуть на свою коллекцию, увидеть актуальный аспект и выделить новые вещи  для выставки. «Выставка могла быть и масштабнее. Представлено  107 произведений разных авторов с характерными чертами групп людей. Издан каталог,– пояснила Татьяна Лебедева. – Понятие типов в искусстве существовало всегда. Но в ХХ веке, в период стандартов, она стало  актуальным. Мы обращаем внимание на прекрасные артефакты. Впервые показываем окно РОСТА №317, иллюстрированное стихами поэта Владимира Маяковского. Это абсолютные образы НЭПа, словно, сошедшие  со страниц литературных произведений Михаила Зощенко, Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Мы специально усиливаем это впечатление демонстрацией фильма Леонида Гайдая «Не может быть», снятого по произведениям  Зощенко. Заканчивается экспозиция работами скульптора Юлии Сегаль «Горожанка» и «Физик Левин», которые воспринимаются одновременно  как посетители выставки и как замечательный завершающий аккорд 

По мнению Юрия Петухова, ему комфортно работать с ЯХМ. Намерения о дальнейшем сотрудничестве  стороны скрепили обменом каталогов ЯХМ и по выставке. «Рад, что моя очередная затея реализована, – пояснил на открытии Юрий Петухов. –  Материалов по теме было много как в музее, так в частных коллекциях. И выбирать из всего было сложно. В музейных фондах много работ талантливых авторов, но малоизвестных широкому кругу. Мне интересно создавать поводы, чтобы эти произведения были  вытащены из запасников. Любое десятилетие в искусстве характеризуется  10-20 наиболее известными именами. Но история России  масштабнее и не менее талантливые могли выпасть из контекста истории, остались, как это говорят, незаслуженно забытыми. Мы хотим познакомить с малоизвестными и  талантливыми авторами. Вы откроете для себя новые имена. У меня уже появились  новые планы, рассчитанные на новые залы Музея зарубежного искусства. Рассказывать про выставку не стану, художники все сделают за меня в своих произведениях».

Коллекционер  рассказал трогательную историю о  двух девочках, родившихся при царе, а состарившихся при социализме. Родители увезли их из  столицы пережидать революционный период в Тамбовскую глубинку. Сестры-подростки вдруг неожиданно начали рисовать в оригинальном стиле – похожем на иранскую миниатюру. Прошло время, детские забавы сменились буднями взрослой жизни. Рисование было давно забыто. Дочка одной из сестер бережно хранила эти рисунки, воспроизводящие ту эпоху чуть ли не с фотографической точностью. Три работы Евгении и Надежды Погоняловых  встречали посетителей выставки вместе со звуками патефона.

Некоторые работы наполнены социальной значимостью. Например, картина Александра Максимова «В молочном магазине Новогиреево» (1970-е годы). Она сопровождается текстом художника: «26 июня я пошел в молочный магазин  купить сметаны. Очередь была большая, так как был выходной день –  суббота. Женщины в очереди судачили, судили, рядили добродушно, кто и как живет». И он изобразил, так сказать, мысли этих людей на фоне цен на сливочное масло в 3 руб. 50 коп, сметану 1руб.50 коп. «…Это жить можно на сто десять-то…Вот моя мать всю жизнь проработала в колхозе и  получает пенсию 20 рублей. А одна знакомая получает 110 рублей…». Такой вот творческий выпад. Или другая  оригинальная картина –  Павла Спасского «Голосов противных нет» (1928г), почти как лаковая миниатюра по стилю. Дело происходит в деревне,  идут выборы в сельсовет, вверху картины текст: «Голосов противных нет. На собрании стало ясно Акулина в сельсовет проходит единогласно». Некий творческий «штришок» типичного среза  действительности.  Подумайте о смелости художников, которые не боялись выражать творческие эмоции вкупе с гражданской позицией. Сейчас личностей такого масштаба  среди творческой братии еще нужно поискать …Видимо  в те времена было больше свободы творческого духа, чем сейчас.

Где нынешние карикатуристы, сатирики, авторы с взглядом, подмечающим  все мелочи нашей жизни? Ныне  ведь полно героев и антигероев  своего времени. Это  типажи банкиров,  депутатов, решал и погонял, «челноков», типчики популистов и чиновников, подхалимов сильных мира всего и других персонажей, которые, буквально, заждались, внимания художников. Когда же вытащат их «за ушко да на  солнышко»,  как говорил Владимир Маяковский,  т.е. предъявят главному судье всего –  времени,  впишут  в историю типажей конца ХХ и начала ХХI века?

Виктория Соцкова

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему: Большое счастье Ярославля: выставка «Брейгель. Династия»

Первый гость «Дома в разрезе» Яков Назаров

Александр Смирнов-Панфилов: нужно правильно понимать смирение”

России и Англия: неформальный диалог музейщиков

Шедевры Сальвадора Дали из коллекции Александра Шадрина

Олег Отрошко – аллегории и реализм

В Ярославле открыта выставка"Черно-белая пластика европейской фотографии"


Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: