Выставка «Союз» в Ярославском художественном музее.

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 04/08/2013 19:10

Выставка «Союз» в Ярославском художественном музее.

В Ярославском художественном 02.08.2013г  открыта выставка «Союз»,  посвященная 80-летию Ярославского отделения Союза художников. В запасниках  музея  содержится более  тысячи работ ярославских художников, позволяющих оценить их вклад в развитие  русского искусства  прошлого века.  На юбилейной выставке  50  работ.

Алексей Федорчук, куратор выставки, считает, что творческий  союз художников и искусствоведов еще удивит ярославцев  совместными проектами, а выставка станет новым этапом в работе Союза художников и ЯХМ.

Временной отрезок работ от 30-х годов до 80-х прошлого века.  Они отражают  жизнь страны в стиле социалистического реализма. Это было время слома старой эпохи,  возникновения нового вида искусства, молодому государству требовалось, чтобы  творческая интеллигенция  работал в одном русле с социальной идеологией страны.   Может,  именно  благодаря этому направлению, мы можем видеть то, что ушло уже в прошлое, но близко и знакомо большей части ярославцев, бывших советских граждан.

 Куратор выставки Надежда Воинова, считает, что художники пережили  сложные времена, но  их Союз продолжает жить, а они – творить  в непростых условиях.  «Надеюсь, что посетители выставки увидят картины в музейных залах, которые вызовут ностальгические чувства, –  сказала она на открытии. –  Некоторые работы не выставлялись с 60-х годов. Сегодня пройдет встреча со временем. Как говорится, всё, что пройдет, то станет  мило. И посетители  выставки получат приятные впечатления, ведь  картины – это  часть жизни и истории».

«Мы раздвигаем  рамки, и возникает экран в прошлое, –  убеждена искусствовед  музея Нина Голенкевич. – С 30-х годов все творческие направления были объединены в  стиль социалистического реализма. Художники  –  в творческий союз, и первое собрание которого состоялось в сентябре 1933 года, а уже в ноябре их было 20 человек и 11 кандидатов. Многие страницы творческой истории Союза ждут исследовательской работы, которая оценивает вклад личности в развитие художественной жизни нашего города».

В  1933 году в Союз вступили  старейшие художники  –   И. Батюков, М. Владыкин, А. Владыкина, С. Шитов, и молодежь –   А. Веденеев, В. Гапошкин, Б. Петрухин, Н. Лобанков. Период репрессий не обошел стороной художников. В  тяжелую годину Великой Отечественной войны творческие люди  испили до дна чашу горя вместе со всеми, многие не вернулись  фронта. В 50-е и 70-е годы  появляется много новых художников. Это время многие считают периодом расцвета Ярославля.

Александр Александров, председатель Ярославского отделения  Союза художников России, на открытии сказал, что название выставки «Союз» вызывает ассоциацию с  союзом искусствоведов и художников. «Мы находимся во взаимодействии друг с другом. Искусствоведы анализируют то, что мы делаем в историческом контексте. Помимо дружеских взаимоотношений существует просветительская  работа музея, –   считает Александров».

Что увидят посетители?  Мила сердцу любого бывшего советского человека картина Бориса Петрухина «Пионерка в пионерском лагере» (1937г). Это было частью безмятежного детства каждого – отдых, книжка, игры, пионерские дела. Другая картина Владимира Жукова «Девочка на  окне» (1960г): вроде ничего  удивительно, но именно этим  и трогает душу. Кто в детстве не забирался на подоконник и не вглядывался в окно, высматривая маму с работы? В углу подоконника  электрическая плитка. Сейчас такую и  не встретишь, а когда-то это была атрибутика  повседневного быта. На картине «Барабанщик» Амира Мазитова (1967г.) останавливает взгляд. Серьезное лицо подростка, на голове будёновка с красной звездой, в руках барабан и палочки. Что впереди - бой, смерть, победа? В глазах застыла тревога от неизвестности. Это трагический срез времени, в котором  не было детства у целого поколения, которое полегло потом в Великую Отечественную. Спроси сейчас подростка: «Кто такие юные барабанщики?» Наверное, никто и не ответит. Сюжет направлен на  проявление высших патриотических чувств  к  Родине. Этому  учила советская власть, а художник помогал создавать вдохновляющий образ. По сути, агитация. И очень воспитательна по содержанию для молодого поколения.  Или вот  другая картина этого автора «Майское утро» (1967г.) изображающая, как  молодая девушка гладит распашонку. Эпизод из жизни обычного человека, такого как мы все. Растить маленького ребенка тяжкий труд и счастье любой женщины. Нет глянца, есть правда жизни, говорящая, что каждый человек интересен художнику и  может стать центром для приложения творчества. «Мелочь», но бальзам на сердце обывателя.

Социалистический реализм дает нам понять, в какую великую эпоху  довелось жить нашим дедам и отцам.  Почему-то не видно картин в стиле  капиталистического реализма. Хоть бы кому пришла в голову мысль запечатлеть руины колхозов, развалины заводов, наркомана, бомжа, нечестные выборы, милиционера, превращающегося в полицейского, мигранта. Где  картины - «Замерзающий расклейщик объявлений», «Гибель геймера», «Не выплаченная ипотека», «Обманутый дольщик», «Смерть коррупционера»»  и т.п.? «Не эстетично» – кто-то может сказать. Однако, какое время и нравы, такая и эстетика и, видимо, спрос.

Высокая  миссия художника состоит  не только в том, чтобы выразить себя, но еще и в том, чтобы подглядеть  миг счастья или горя, «припечатать»  через свою творческую призму  этот вырванный из контекста современности фрагмент. И свое произведение оставить на века потомкам. Чтобы помнили.

Приходите на выставку. Она работает до 15 сентября 2013г.

Виктория Соцкова

 Еще на эту тему:

Константинов Григорий Ефремович, народный депутат Верховного Совета РСФСР

Частная инициатива Сергея Дыбова, французского подданного, бывшего советского гражданина


  

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: