Мигранты в России. Что делать?

Главная
Рубрика: Проект «Союз нерушимый»
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 23/10/2013 19:21

Мигранты в России. Что делать?

Мигранты  в России своим присутствием создают немало проблем. Что  делать и как быть в этом случае  –  вариаций много.  Что думает об этом профессионал с большим стажем по изучению именно этого вопроса Елена Станиславовна Смирнова, юрист-международник, кандидат юридических наук. Она автор ряда научных трудов, участвовала в 2000-2001годах в Государственной Думе Совета Федерации в разработке федеральных законов «О гражданстве РФ» и «О правовом  положении иностранных граждан в РФ». Разговор пойдет о российском и иностранном гражданстве, об иностранцах, миграции в России, а также об общих тенденциях в законодательстве в этой области.

Как  вы оцениваете действующее законодательство по гражданству и смежным вопросам? Закон-то есть, , но создается впечатление, что эффективность его недостаточна.

–Вопрос затрагивает  проблему будущего России. Отвечаю: написание закона в современном мире представляет собой сверхсложную задачу. Как в организме человека все взаимосвязано, и нет неуправляемой клетки тела, так и в обществе. Затронув один из аспектов прав человека (а блок законов, которыми я занимаюсь именно в этом ракурсе), непременно пересекаешься с другими законами. Предоставив какое-либо право, мы тем самым вторгаемся в область применения другого закона.  Бывает, что принимаются явно незрелые законы, но они в последующем отменяются в судебном порядке, на это затрачиваются время и средства. Такое бывало и с законами о гражданстве, но не федерального, а республиканского уровня.

Действующий в стране закон «О гражданстве» разрабатывался  длительное время, вызывал большие споры еще на  стадии  принятия. Но он доказал свою действенность. Закон  соответствует всем международным стандартам, он либерален, но  в то же время хорошо осуществляет охранительную функцию. Он соответствует требованиям настоящего исторического периода, который переживает Россия. Сложности вызывает его зачастую произвольное толкование и применение на местах. Поэтому  его интерпретация с федеральным законодательством на местах, не получается. Миграционная ситуация в стране находится в стадии едва ли не чрезвычайного положения, что обусловлено многими факторами. И те трудности, которые связаны с большим числом иностранцев в России (их более 12млн.), не связаны с недостаточным правовым регулированием. 

 Как видится решение вопроса мигрантов? Можно ли обойтись сегодня россиянам без них? Кроме того, большинство из них стремится получить российское гражданство.

 – Вопрос миграции, особенно незаконной, не сводится к однозначному ответу. Во-первых, представьте себе государственную границу, которая охраняется коллегами из стран СНГ (я так говорю, потому что сама проработала на границе более 10лет). Прошло 20лет с тех пор, как этот вопрос вообще возник. Молодые государства Содружества имели слишком много забот: войны, разруха экономики,  бегство русскоязычного населения, трудности с комплектацией национальных кадров и т.д..  И в таких условиях, при дефиците государственного бюджета нужно обустраивать границу, что требует больших денег.

 Сейчас это кажется парадоксом, но имелись лет семь назад иностранные, вернее международные, западные организации, готовые вкладывать деньги в обустройстве российско-казахстанской границы. В наши дни часть границ СНГ на южном направлении  финансируется зарубежными структурами из бюджета США. Качественно ли они охраняют границу, какие цели при этом ставят? Задумайтесь…

Итак, образно говоря, существует далеко не соответствующая решению миграционного вопроса, граница в пределах СНГ. Это главное препятствие на пути устранения проблем нелегальной миграции. Второй причиной служит естественное право людей искать лучшее. Ряд республик Центральной Азии имеет крайне низкий уровень жизни, население уезжает, не веря в справедливое решение социальных проблем в своем государстве. Россия – это ближний и проверенный сосед. Мы  обречены  на совместное выживание. Их проблемы – это наши проблемы. Иного не предвидится в обозримом будущем.

Следовательно, мигранты – это данность России. Решение вопроса? Первое – работа с теми странами, откуда едут мигранты. Например, США в свое время очень много сделали по ту сторону границы с Мексикой: строили заводы, помогали создавать инфраструктуру для населения. Это уже потом они построили стену, что тоже не является решением вопроса.

 Так что в будущем – видится актуальной работа России с соседями в ближнем зарубежье. Это не только финансовые инвестиции, но и многое другое. Не следует создавать искусственные, не свойственные традиционным занятиям, отрасли. Нужно пользоваться уже наработанными годами путями взаимодействия в хозяйственной сфере. Второе: необходим учет всех статистических данных по мигрантам в России. Только скоординированная работа всех министерств и ведомств может привести к положительным результатам. Нужен контроль за выполнением всех взятых на себя обязательств  всеми сторонами.

Гражданство России мигранты, безусловно, стремятся получить, так как это  создаст экономию денег и оградит их от неправомерных действий со стороны органов власти. Но процедура эта долгая. Не всякий мигрант в состоянии доказывать в судебном порядке право на гражданство России. Зачастую люди идут обходным, противоправным путем. Многие женщины стремятся родить детей в России, это тоже решение проблемы, так будет проще в будущем. Гуманизм – это норма, которую любое государство обязано соблюдать.

Третьим решением проблемы видится «миграционная амнистия», как это делается в США и Европе. Но будет ли это на благо России? Трудно ответить положительно. Границы открыты или полуоткрыты. Следовательно эту бочку Данаид никогда не заполнить, закон будет сам по себе, а народ – отдельно. В любом случае, требуется тщательный анализ всех направлений деятельности за все 20 лет. Стратегия миграции вырабатывается большим трудом.

Что думаете о гражданстве Союзного государства Беларуси и России? И оно собой представляет? 

– Гражданство Союзного государства это, практически, тот же правовой аналог, который реализуется в Европейском союзе. Но там под реализацию «этого проекта» заложены и деньги, и интеллектуальный капитал лучших умов Европы. По сути «европейское гражданство» –  это большая идеология, но имеются и некоторые права, которыми можно воспользоваться – право участия голосования в общие (коммунитарные) структуры ЕС (парламент),свобода передвижения, которая периодически ограничивается, право на свободное трудоустройство и некоторые другие положительные моменты.

В Уставе Союзного государства Беларуси и России  также заложены те же права, но их не популяризируют, они не разрабатываются юридически.  О том, чтобы внести изменения в законодательство в духе этих международных соглашений, пока речи не идет. Писали даже Конституционный акт Союзного государства, но он так и остался в стадии проекта. Хотя, предоставление права голоса постоянно проживающим белорусским гражданам на местном уровне уже практикуется в некоторых областях России.

 Что касается фактора идеологи, то, к сожалению, молодежь Беларуси в последние 10 лет –  предпочитает уезжать на заработки не в Россию.  Так же, как и российская –  на Запад и в США.  Реклама «союзного строительства» идет односторонняя –  в Беларуси. У нас же, в России,  нечто подобное начало реализовываться в последний год. Будем  надеяться, что эта инициатива средств массовой информации калькируется на природную расположенность и безальтернативность славянского единства двух народов. Так что «союзное гражданство» - это прекрасный идеологический проект, реализацию которого хотели бы видеть многие граждане России и Беларуси.

Получение гражданства – действие одностороннее. Возможно ли, что  в истории нашей страны ситуация, когда  приезжие мигранты, как в Германии пили Франции, просто не будут иметь потребности получать гражданство страны пребывания? Это объяснимо: в армии служить не нужно, с выплатой налогов можно подождать.

 –В Европе наблюдается такая тенденция. Вернее раньше, в более спокойный период,  она была более свойственная некоторым миграционным сообществам, которые испытывали особое «чувство единения с родиной». Но это ситуация ненормальная, временная. Почему? В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств таких , как  «цветные революции» на Ближнем Востоке,  полиция и миграционные органы стран ЕС начинают «жесткую зачистку» всех приезжих, не удовлетворяющих требованиям закона. Первыми подлежат выдворению из страны те лица, которые обосновать свое пребывание в стране ЕС не могут. Второе: в каждой семье мигрантов растут дети, которых трудно воспитывать полноценно в условиях отсутствия гражданства (или пряча от миграционных служб) на фоне благополучной молодежи – граждан ЕС – будь-то даже выходцы из африканских или азиатских стран. Выгоднее – легальная жизнь при наличии любого из юридически обоснованных статусов. Кроме того, солидарность национальных диаспор в Европе сильна. Взаимопомощь заключается также и в согласованном решении многих вопросов, в том числе и по миграции.  В определенной степени будущее за консолидацией: власти и населения, мигрантов и их родины.

Служба иностранцев в вооруженных силах государства пребывания юридически не предусмотрена, как в России, так и в странах Европейского союза. Но существуют иные способы зарекомендовать себя преданным будущим гражданином. Во Франции –  это Легион, через который прошел отец экс-президента Н. Саркози. В США миграционная политика имеет также прагматичный подход: служить по контракту иностранцу можно, причем, хорошо бы поучаствовать в боевых действиях против страны своего бывшего гражданства.  Дело в том, что там проблемами миграции занимается большое количество спецслужб, происходит достаточно качественный отсев инакомыслящих. 

В России ситуация другая. Традиционно мы привыкли к жесткому решению подобных проблем. Пока же решающим остается фактор экономической выгоды, извлекаемой из бесправия мигрантов. Но, как это принято,  в философии (логике), количественный фактор может перейти в качественный. Что тогда останется предпринять государственным властям? Оставляю свой ответ в гипотетическом неведении. Слишком много ситуаций в России за ее великую историю, которые могут быть отнесены к чрезвычайным. Хотелось бы мира и благополучия для всех нас –  и местного населения и приезжих.

– Что  вы думаете, когда видите, как много на улицах больших городов приезжих?

–  Это объективно обусловлено, ведь не по доброй  воле отцов семейств и их сыновей  они едут на чужбину. Нет, прожив среди этих народов  без малого 20 лет, прослужив с ними в вооруженных силах самые трудные периоды нашей общей истории, я смотрю на все прагматично. В период прошлых войн и гражданского неустройства русские люди находили добрый прием на Кавказе или в Средней Азии. Никто не был обижен. Эти приезжие в основной своей массе добры и трудолюбивы. Они в состоянии выполнять другую, более достойную их  работу. Прежде всего, они – люди со своим человеческим достоинством, со своими не худшими традициями. История России вся соткана из этого взаимодействия: Европы и Азии. Великий Пушкин, великий Карамзин – кто еще бы воспел лучше Историю Государства Российского или  дал миру шедевры поэзии?  На сегодняшний день хочется сказать: перемелется  мука будет. А потом будет лаваш ли или хлеб Бородинский. Главное,  чтобы в очередном «Бородино» мы оказались по одну сторону. Народ – он умнее политиков, и гражданство в сегодняшнем «глобализируемом» мире, к сожалению, не так важно, как ценно природное качество человечности. 

  Еще по этой теме:

Межнациональные отношения в регионе: Ярославская «Ассамблея народов России» обозначила актуальную тему

Частная инициатива Сергея Дыбова, французского подданного, бывшего советского гражданина

Смирновы России и дети из Кыргызстана - сотворчество близких по духу

Другие проекты:Проект» Закрома Родины» и Проект «Общественный аудит»

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: