Модернизация здравоохранения. Ярославский регион

Главная
Рубрика: ПалитраЗдоровье, образование, наука
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 24/05/2014 08:23

Модернизация здравоохранения.Ярославский регион.

  Что общество ждало от программы модернизации медицины, что планировали Президент и правительство? На что же выделяли и продолжают выделять немалые бюджетные средства?

Цель  в идеале очевидна. Здравоохранение приобретет современные лечебные учреждения, высокотехнологичное оборудование, оснащение, организацию работы, отвечающие требованиям времени. Квалифицированные врачи и медсестры будут получать достойную зарплату. Пациенты обретут качественную и доступную бесплатную медицинскую помощь в соответствии с конституцией РФ. В теории – красота.

Что на практике в регионах?

 Если обратишься в поликлинику по месту жительства, то  складывается впечатление, что модернизацию подменили банальным сокращением расходов бюджета, отдалили  пациента от  помощи квалифицированного врача и качественных препаратов. Было  бы иначе, к  Президенту страны  не шел поток  жалоб медиков,  переступающих через цеховую солидарность и страх оказаться безработным,  и пациентов,  уже переставшие бояться, что их не будут лечить за критику.  Особенно показательная  в этом смысле недавняя «прямая линия» общения с В. В. Путиным. Почему же оказалось, что государственная  бесплатная медицина стремительно сдает позиции частной и платной?

  Попробуем разобраться.

Здравоохранение отрасль скорее социальная, учитывает традиции  и менталитет граждан, а законодательство и практика его реализации –  либеральные, игнорирующие социальную сторону этой сферы, а зачастую и провоцирующие на коррупцию. Почему-то именно  эти либеральные методы ставятся во главу угла.

Слово «модернизация» для  пациентов и врачей стало как черная метка. Там где ее провели, «выпали» опытные врачи, часто не согласные с  такой формой «модернизации». Откуда-то появилась категория медиков - «угодный чиновнику человек в белом халате».

Иногда общественности становятся известны отголоски  настораживающих фактов, свидетельствующих о пропасти между интересами чиновников и  медиков с пациентами. Например, почти три года назад было ликвидировано без каких-то внятных причин  лучшее в Ярославской области гинекологическое отделение Ярославской областной клинической больницы, выполнявшее уникальные высокотехнологичные  операции. Его возглавлял Заслуженный врач РФ с 30 летним хирургическим стажем Александр Валентинович Огурцов, член Европейского общества гинекологической эндоскопии с 1999 года, основоположник в регионе гинекологической эндоскопии. Не нашлось ему соответствующих условий  и места работы по специальности  ни в одном бюджетном учреждении Ярославля, чтобы максимально использовать его бесценный практический опыт в интересах ярославской гинекологии. Оказался врач  на бирже. Свое право на профессиональную пенсию после увольнения отстаивал через суд.

Между тем,  в регионе явный  дефицит квалифицированных кадров в бюджетной  медицине и такой важной отрасли как женское здоровье! А значительное количество женщин, нуждающихся в оперативном лечении, вынуждены обращаться в другие регионы (Иваново, Москва). Ряд предложений А.В. Огурцова по  открытию в областном Перинатальном центре или каком-либо другом  учреждении здравоохранения отделения гинекологической эндоскопии не находит понимания у чиновников от здравоохранения без каких-либо объяснений.

В самом  же Перинатальном центре за его недолгую историю директора меняются с  завидной регулярностью. За это время резонансно были закрыты пять районных  роддомов. Похоже, что домашние и дорожные роды  станут обыденным явлением.  При этом  в  Перинатальном центре взят курс на активизацию платных медицинских услуг по всем направлениям деятельности. Возможно, что это требование времени и у пациента должен быть выбор. Но почему, практически, ничего не делается для внедрения новых методов лечения бесплодия  как ЭКО именно на базе бюджетного Перинатального центра?  Зато отдается карт-бланш  на 200 бесплатных  квот частной клинике, принадлежащей кипрской группе, специализирующейся на деторождении. Безусловно, что необходимо развивать частно-государственное партнерство, но  не подменять это лоббированием представителей иностранного оффшорного  бизнеса при отсутствии  аналогичной медицинской помощи на базе  отечественного бюджетного учреждения.

Примером перехода на практике к платной медицине служит рост количества частных кабинетов и клиник, гнездящихся вокруг бюджетных больниц. Конечно, бизнес дело неплохое, но когда он не в ущерб государственному здравоохранению, а как  удобный вариант для более состоятельного человека. Закономерно, что многие врачи и медицинские сестры, уставшие от дезорганизации государственного здравоохранения, мизерной заработной платы, повышающейся только в постановлениях правительства, вынуждены совмещать работу в нескольких клиниках или уходить в частную медицину.

И, как следствие, так же закономерно пациенты вынуждены платить за то, что им гарантирует государство в виде ОМС, но не в состоянии обеспечить. Многие начинают такую ситуацию расценивать как угрозу национальной безопасности в вопросе здоровья нации. Такая «модернизация»  как радиация – ее не видно, но она разрушает на годы вперед социальные основы.

 Еще один показатель «эффективности модернизации»:  увеличение потока чиновников всех уровней,  депутатов и богатых людей,  которые едут  в столицу и за границу  лечиться и консультироваться. Это бесспорное подтверждение того, что своей  как бы модернизированной медицине они перестали доверять!

  Еще одна история, о странностях которой между собой шепчутся  ярославские медики. Это увольнение с должности  главного врача  противотуберкулезного диспансера Юрия Васильевича Маковея. Он  30 лет в профессии, является кандидатом медицинских наук по фтизиатрии,10 лет занимал должность главного врача диспансера.

  В СССР была создана  лучшая в мире система по борьбе с туберкулезом, включала она в себя многие факторы государственной жизнедеятельности, и туберкулёз был под контролем. После разрушения Советского Союза наступили сложные времена: только в 2000-е годы  были  восстановлены элементы централизованной системы борьбы с туберкулезом. Отрасль была включена в  федеральную госпрограмму и Ярославский диспансер получал  на развитие медикаменты и оборудование из Москвы. Показатели по заболеваемости  свидетельствовали, что туберкулез в области держат в узде. В 2009 году пошла мода  делить функции руководителя медучреждения на лечебные  (главврач) и хозяйственные (директор). В тубдиспансере за последние  пару-тройку лет директора, как считают многие, не прошли испытание  властью и деньгами: директор №1, как говорят, ушел  не без помощи правоохранительных органов, а второго директора  чиновники сами  «ушли». 

Отношение облздрава к  Юрию Васильевичу Маковею как-то изменилось со времен  покупки томографа. Тогда директор тубдиспансера   способствовал приобретению современного томографа  с многочисленными дополнительными функциями и с 5-летней гарантией от завода производителя «Сименс».  Также  еще  прикупили цифровой флюорограф. Поговаривают в медицинских кулуарах, что именно это чем-то не вписалось в общую картину закупок по области, явилось причиной  сокращения ставки главного врача. В настоящее время в диспансере функцию главврача выполняет директор.

Коллектив  ГУЗ ГБУЗ ЯО «Областная клиническая туберкулезная больница» вступился было за  коллегу. Написали  самому Президенту РФ, что  чиновники, принявшие решение «обезглавить» диспансер,  не разобрались в ситуации. Но их не  захотели услышать.

На сегодня Ю.В. Маковей обратился за защитой к Фемиде. Пока  суд да дело, закрывают противотуберкулезный диспансер в Рыбинске. Теперь  у пациентов перспектива  добираться на лечение  самостоятельно в Ярославль, а  тяжелые больные в зоне транспортного риска – с кровотечением  ехать до стационара, как в «русскую рулетку» играть. Прикрыли дневной стационар в Угличе.

Многие специалисты считают, что  целенаправленно разрушается основы системы оказания противотуберкулезной помощи. Между тем, именно проблема туберкулеза это барометр социального устройства в обществе. Показатель смертности от туберкулёза в 2013 г. составил 4,6 на 100 тыс., что выше показателя 2012 года на 24%(3,5). Смертность больных по территории  выросла на 14,7% и составляет 7,0 на 100 тыс. (2011 -6,1). 3% от числа впервые зарегистрированного туберкулёза ежегодно приходится на посмертную диагностику туберкулёза – т.е. на тех лиц, у которых при жизни не установлен активный туберкулёз, но именно он послужил основной причиной смерти. Это говорит о недостаточной работе по раннему выявлению туберкулеза. В целом по России этот показатель составляет 1,7%, по Ярославской области – 3%.

Постепенно  многие врачи, особенно молодые, теряют мотивацию вылечивать больных, чаще думают о кошельке. Так, специалист превращается в крепостного чиновничьей системы. Нехватка  медработников в регионе – уже норма,  пациентов меньше не становится, поход в поликлинику – стресс.

Недавно общественность узнала о новации облздрава: взят курс на подписание эффективных контрактов с главными врачами. Звучит  правильно, как бы  в тренде. Но, кто и по каким показателям  будет оценивать их работу? Да и вообще, кто интересуется у медработников  об условиях их труда и как им удается лечить при дефиците самого необходимого в их работе? Кто интересуется мнением пациентов? А каким образом  оценивать  работу чиновников с позиции эффективности для общества? Система существует не первый год, а на эти вопросы нет ответов, как и  нет, судя по всему, заинтересованности в их урегулировании.

Пациенты на своей шкуре ощущают  все эксперименты властей  и платят за ошибки системы здоровьем, жизнями и собственными деньгами. Мы, общество, заказчики здравоохранения,  не получаем должного, нам подсовывают эрзац-модернизацию. Разве достижение модернизации  запись по интернету на очередь к врачу или подпись на бумажке (информированное согласие) на приеме терапевта , что пациент разрешает врачу  прикасаться к нему для измерения давления?

 Распорядители наших денег не слышат запрос общества на качественную медицину,  профессиональные кадры, а бюджетные деньги тратят, как выгодно им.  Возможно, что  таким образом ведется подготовка к приватизации  отрасли и попросту расставляются на нужные «точки» свои люди, выводятся из оборота нужные объекты?

Недавно Минздрав создал  «буфер» между собой и обществом, т.е. общественный Совет. Это же предписывается сделать в регионах. Вроде неплохая идея: обсуждать «горячие» проблемы отрасли с  представителями профессионального сообщества, пациентами,  предпринимателями и общественниками. Может все это делается для «галочки», ну, чтобы потом никто не мог сказать, что с обществом не обсуждался какой-либо вопрос? Или  так федеральная система пытается контролировать ситуацию на местах? На что ждать от общественников, если профессионалы из контролирующих здравоохранение органов за зарплату, порой, молча наблюдают, как деградирует  государственное здравоохранение в регионах?

   Медицинское сообщество, как кажется многим, уступило бизнесу и административному ресурсу. Как следствие, организаторы и  «реформаторы» от здравоохранения  – перестали слышать профессионалов. Модернизация отвечает целям, если каждый шаг научно обоснован, поддержан обществом и врачами-практиками. Истинно заботящиеся о результатах дела, прежде чем разрушать налаженный и работающий механизм, многократно подумают, что могут предложить взамен.

Затронутая тема – это верхушка айсберга. Необходимо  внимательно обществу присмотреться к качеству подготовки студентов-медиков, молодых специалистов к работе на практике, к взаимоотношениям с фармацевтическими кампаниями, к научным достижениям в сфере здравоохранения и т.д. 

Виктория Соцкова 

РИА "Национальный альянс"

Еще на эту тему:История пациента: «хрустальный» Сережа.

Мнение врача: модернизация или профанация-решайте сами.

Интервью с Сениным А.Н., заместителем губернатора Ярославской области, о реформе здравоохранения

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: